На издание «Вечерние ведомости», его главреда и директора выписали шесть штрафов по статье о дискредитации (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП) в сумме на миллион рублей. Рассказываем, как выживает независимая екатеринбургская редакция.
12 октября 2023 года судья Кировского районного суда Екатеринбурга Резеда Каримова признала главного редактора «Вечерних ведомостей» Владимира Постникова виновным в качестве должностного лица по статье о дискредитации российской армии (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП). Поводом послужили несколько постов о действиях полиции на антивоенных митингах из телеграм-канала издания, опубликованных с 27 февраля до 2 марта 2022 года.
Постникову выписали штраф в 195 тысяч рублей. В протоколе полицейские указали, что он как главный редактор «допустил публичную демонстрацию публикаций» — новостей о мирных акциях в Екатеринбурге. Также в октябре 2023 года по той же статье оштрафовали на 110 тысяч директора организации-учредителя издания Гузель Аиткулову.
В 2022 году Постникова уже штрафовали по статье о дискредитации (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП) на 100 тысяч рублей. Как пишут «Вечерние ведомости», суд назначил штраф «за факт неудаления новости» от 24 февраля 2022 года с сайта.
Кроме того, суды трижды выписывали штрафы за дискредитацию на юридическое лицо «Вечерних ведомостей» (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП).
В сентябре 2023 года — на 245 тысяч за публикации об антивоенных акциях в Екатеринбурге. До этого, в августе 2022 года, «Вечерним ведомостям» назначили штраф в 200 тысяч рублей за 54 публикации в телеграм-канале с 24 февраля по 8 марта 2022 года.
В первый раз редакцию оштрафовали в апреле 2022 года — на 150 тысяч рублей по той же статье. Поводом стала новость о задержании уличного художника Леонида Черного. К посту в телеграм-канале «Вечерних ведомостей» прикреплена иллюстрация со стикерами, за которые судили самого художника по статье о вандализме по мотивам политической ненависти (ч. 2 ст. 214 УК), — «публикация, содержащая изображение с надписями „ГруZ200“ и „ПиZ****“». «И то мы их [стикеры] зацензурили, выражаясь языком полиции», — подчеркивает Постников.
Другие протоколы составлялись за репортажи с антивоенных протестов в Екатеринбурге, Новосибирске и Москве. «В этих публикациях рассказывалось о протестных акциях, проходивших в те дни в Екатеринбурге, они содержали фрагменты видеотрансляций с мирного шествия и фотографии составленных полицией административных протоколов. То есть они содержали лишь объективные факты (которые и должны освещать СМИ по своему призванию), а не редакционные мнения, заявления или призывы», — пишут «Вечерние ведомости».
Издание не планирует удалять публикации, ставшие причиной для претензий от правоохранительных органов, и подчеркивает, что ничего противозаконного в постах не было — «даже при нынешних российских законах».
«Универсальное средство мести»
«У меня сложилось впечатление, что они нашли в виде этой статьи [о дискредитации российской армии] такое универсальное средство мести редакции», — говорит Постников.
Он выдвигает версию, что множество протоколов на издание составили из-за личной антипатии подполковника полиции Антона Трошина, начальника отдела по исполнению административного законодательства УМВД Екатеринбурга в 2019–2022 годах. В марте 2022 года Трошина перевели в ГУ МВД по Свердловской области, теперь он руководит областным отделом по исполнению административного законодательства.
Трошин был ответчиком по делу восьми задержанных на антивоенном митинге 6 марта 2022 года в центре Екатеринбурга. 27 мая 2022 года «Вечерние ведомости» опубликовали видеозапись с нагрудной камеры полицейского. На ней показано, как сотрудники полиции разгоняли митинг 6 марта — силовики, используя дубинки, усадили людей в снег и заставили поднять руки. При этом хватали не только участников митинга, но и случайных прохожих.
Позже восемь человек подали иск. Они требовали признать незаконными действия полицейских — в том числе подполковника Антона Трошина, который лично в воскресенье 6 марта 2022 года участвовал в задержаниях. Суд иск отклонил и признал все действия полицейских законными.
Постников вспоминает: «Это видео было в пятницу опубликовано. А уже в субботу сотрудница полиции на Толмачева, 26 [адрес отдела полиции № 1 по Кировскому району] в свой нерабочий день вышла, чтобы составить протокол на нас. Нашла она тогда 54 акта дискредитации», — после за эти 54 публикации издание оштрафовали на 200 тысяч.
В 2019 году подполковник Трошин обращался в суд из-за публикации Kriknews, сайта негосударственной екатеринбургской телекомпании «РезонансТВ», с заголовком «Ничтожество в погонах?». В материале рассказывалось об уголовном деле против Вадима Панкратова (он же «Дед-пикет»), участника протестов в сквере Екатеринбурга — акции против строительства храма Святой Екатерины на месте сквера у Театра драмы. Октябрьский районный суд иск Трошина о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда оставил без удовлетворения.
Уголовное дело на Вадима Панкратова (ч. 1 ст. 318 «Применение насилия в отношении представителя власти») было заведено из-за того, что на той акции он якобы ударил Трошина свернутой газетой. Панкратова оштрафовали на 20 тысяч рублей.
Редакция «Вечерних ведомостей» не планирует удалять видеозапись и материалы о судебном процессе задержанных против полиции Екатеринбурга. «Эти публикации удалить нельзя просто так, потому что там только правда описана, объективные факты», — из-за них, по мнению Постникова, Трошин не сможет подать иск о защите чести. Поэтому, полагает главред, полицейский хочет добиться блокировки сайта «Вечерних ведомостей».
В начале октября 2023 года прокуратура Свердловской области начала проверять «Вечерние ведомости» на экстремизм. Поводом стали штрафы по «дискредитации армии», в том числе — назначенный директору издания Гузель Аиткуловой, постановление по которому в силу еще не вступило. Решение о проведении проверки подписал и вызвал Аиткулову «на беседу» зампрокурора Кировского района Екатеринбурга Ринат Бисинбаев. Постников комментирует: «Ринат Бисинбаев — сын бывшего начальника УМВД по Екатеринбургу Марата Бисинбаева. Мы считаем, что давление через прокуратуру может быть обусловлено связями и старыми знакомствами действующих сотрудников полиции с бывшим высокопоставленным полицейским и членами его семьи, ныне работающими в прокуратуре и других силовых органах».
Утром 8 ноября прокуратура снова вызвала Аиткулову. Ей вручили предупреждение, в котором указано, что «выявлены факты публикации информации, направленной на возбуждение ненависти и вражды в отношении представителей государственной власти, а также недостоверной, общественно значимой информации». Прокуратура требует «устранить допущенные нарушения», то есть удалить материалы «с признаками экстремизма». Иначе издание закроют «в установленном порядке».
Если есть предостережения от прокуратуры, Роскомнадзор может отозвать лицензию у издания, чего, как предполагает Постников, и добиваются полицейские из ГУ МВД по Свердловской области. «Вечерние ведомости» указывают: «Несмотря на предупреждение, редакция продолжит работу».
«Не может быть в Екатеринбурге четверг, когда во всей стране суббота»
Сейчас редакция «Вечерних ведомостей» готовится выплачивать штрафы, назначенные в 2023 году. Журналисты рассчитывают, что им помогут читатели — в 2022 году 450 тысяч рублей они собрали за неделю.
«Абсурд, — повторяет главный редактор издания Владислав Постников. — То есть нас обвиняют в дискредитации — издание, которое не освещает вооруженный конфликт вообще?». 5 марта, через день после вступления в силу федерального закона № 32-ФЗ «о фейках», «Вечерние ведомости» опубликовали редакционное заявление. В нем сказано, что издание не будет освещать саму войну в Украине.
«Мы не готовы идти на компромисс и не можем объективно освещать боевые действия. Мы иначе превратились бы в еще один из рупоров государственной пропаганды. Поэтому мы для себя эту тему закрыли», — объясняет Постников.
Он говорит, что, несмотря на цензуру и риски уголовного преследования, в Екатеринбурге остаются независимые редакции — «потому что сформировалось сильное журналистское сообщество».
«Но и нельзя сказать, что у нас здесь так же сейчас хорошо со свободой слова, как это было, но это и невозможно в силу общей ситуации в России. Не может быть в Екатеринбурге четверг, когда во всей стране суббота», — подчеркивает он. — Полицейские — просто я считаю, что корень преследования конкретно «Вечерних ведомостей» лежит именно в УМВД, — почувствовали атмосферу времени, что сейчас можно атаковать, и решили атаковать. Они выбрали в качестве инструмента статью о дискредитации. Просто потому, что по этой статье прекращений дел, как мы знаем, практически не бывает. И если здесь что-то изменило 24 февраля 2022 года — государственные органы стали чувствовать себя более безнаказанными, стали более самоуверенными. А суды показывают, что они в этом не ошиблись».
28 марта 2022 года Роскомнадзор заблокировал сайт екатеринбургского издания It’s My City, основанного журналистом Дмитрием Колезевым. По данным проекта «Роскомсвобода», за месяц с 24 сентября по 23 октября Роскомнадзор заблокировал более 7500 сайтов.
13 октября 2023 года учредительница Аксана Панова подала заявление о ликвидации екатеринбургского издания Znak.com. Оно проработало девять лет. Редакция опубликовала заявление об остановке работы 4 марта 2022 года фактически из-за закона «о фейках». «Мы, редакция интернет-издания Znak.com, объявляем о закрытии. Мы приостанавливаем свою работу в связи с большим количеством ограничений, которые появились в последнее время для работы СМИ в России», — писала редакция в своем телеграм-канале. Сейчас он удален.
По данным ОВД-Инфо, к лету 2022 года, через 100 дней после начала войны, более 25 СМИ остановили работу в России.
На октябрь 2023 года, по данным «Медиазоны», в России заведено более 8100 дел по административной статье о дискредитации (20.3.3 КоАП). Из них 233 — в Свердловской области. ОВД-Инфо к 7 ноября из 767 уголовных «антивоенных дел» насчитывает 132 по 280.3 УК РФ «Дискредитация использования ВС РФ».
Спецдокладчица по РФ Мариана Кацарова презентовала доклад по вопросу о положении в области прав человека в России Совету ООН по правам человека в сентябре 2023 года. Она указывала и на давление на редакции, и на преследование отдельных журналистов в России. Несколько глав доклада посвящены только свободе слова, «принуждению журналистов к молчанию», криминализации профессиональной деятельности и невыносимой ситуации для независимой журналистики в России. С начала войны, по данным Марианы Кацаровой, заблокировано более 300 сайтов СМИ.
Кацарова утверждает: власти возбудили не менее 38 уголовных дел против журналистов по статье 207.3 («фейковые новости»), 7 дел по статье 280.3 («дискредитация армии») УК. Фактическое число преследуемых журналистов больше: в «антивоенных делах» используются статьи о реабилитации нацизма, о призывах к экстремизму, об оправдании терроризма и другие. «Важные истории» на основе данных ОВД-Инфо подсчитали, что к маю 2023 года уголовных дел на журналистов и блогеров уже минимум 50. Многие были вынуждены уехать из страны, но, как оценила «Верстка», к концу октября в России не менее 19 журналистов находятся в СИЗО или отбывают наказание в местах лишения свободы.
Редакция ОВД-Инфо