Так называемое «Болотное дело» — дело о событиях 6 мая 2012 года, произошедших на Болотной площади — набирает обороты, обрастая все новыми сюжетами. В одно производство с ним объединены уже и так называемое «дело по фильму «Анатомия протеста-2», и вовсе не имеющие прямого отношения к событиям на Болотной дела, возбужденные против Леонида Развозжаева, незаконно этапированного и задерживаемого по сей день в СИЗО № 1 г. Иркутска. В настоящий момент уже вступил в силу приговор по выделенному в отдельное производство и рассмотренному в особом порядке делу в отношении Максима Лузянина, признавшего свою вину и осужденного на 4,5 года колонии общего режима. В суде начались слушания по делу инвалида 2 группы Михаила Косенко, обвиняемого в «участии в массовых беспорядках» (ч.2 ст.212 УК РФ) и «применении насилия, не опасного для жизни и здоровья… в отношении представителя власти. в связи с исполнением им своих служебных обязанностей» (ч.1 ст.318 УК), которому судебно-медицинская экспертиза без достаточно веских оснований сменила диагноз, признала невменяемым, и которому грозит бессрочное принудительное лечение в психиатрической клинике закрытого типа. Обвинительные заключения остальным подсудимым по Болотному делу утверждены, и они уже знакомятся с материалами дела.
Следственный Комитет гордо рапортует, что им были собраны «неопровержимые улики» и множество свидетельских показаний и с порога отметает как заключение Уполномоченного по правам человека В.Лукина, определенно высказавшего свою позицию, что никаких «массовых беспорядков» в единственно применимом в данном случае юридическом (т. е. основанном на норме закона) смысле не было, так и Заключение комиссии Совета по правам человека при Президенте, пришедший к аналогичному заключению и, более того, высказавшей существенные сомнения в правомерности действий полиции во время событий.
Уже самое первое ознакомление с материалами дела со всей отчетливостью показывает, что следствие изначально взяло обвинительный уклон и совершенно не нацелено на всестороннее исследование событий 6 мая. Все многочисленные свидетели обвинения представлены практически исключительно сотрудниками полиции, а их свидетельские показания носят тенденциозно односторонний характер. Следствием вообще не рассматривались вопросы правомерности действий правоохранительных органов, в одностороннем порядке и без уведомления организаторов шествия и митинга изменивших согласованную и обнародованную схему его проведения, правомерности и адекватности применения силы в отношении участников мирной манифестации, профессиональной состоятельности и достаточности действий полиции по обеспечению безопасности участников мероприятия. Сам факт, что целому ряду подсудимых вменяется исключительно ст.212 УК («участие в массовых беспорядках») свидетельствует о том, что на скамью подсудимых попали случайно выхваченные люди, вся «вина» которых состоит в присутствии на Болотной площади в ходе согласованной с властями мирной демонстрации. Тенденциозность следствия подчеркивается и тем, что до сих пор не сняты обвинения с Александра Каменского, Олега Архипенкова и Рихарда Соболева, которых вообще не могло быть на Болотной площади, так как часом ранее они были задержаны на площади Революции.
Всем подсудимым без предъявления требуемых по закону конкретных причин суды из раза в раз штампуют продление предварительного содержания под стражей. В ответ на эту практику Сергей Кривов, кандидата физико-математических наук и самый старший из всех обвиняемых по Болотному делу, держал в СИЗО 40-дневную голодовку протеста.
Все более и более становится очевидным, что готовится показательный политический процесс в духе печально знаменитых процессов над советскими диссидентами в 60-70-ые годы.
В этих условиях самым важным становится всестороннее и объективное расследование событий 6 мая на Болотной площади. Необходимо установить истинную ответственность всех сторон произошедших событий и только на этой основе уже дать им правовую оценку.
Поскольку в этом деле, как, к великому сожалению, показывает опыт, не приходится рассчитывать на поддержку правоохранительных органов, Комитетом 6 мая и РПР-ПАРНАС было начато Общественное расследование событий на Болотной площади 6 мая 2012 года и создана совместная рабочая группа, которой была разработана анкета-опросник, выложенная на сайте 6may.org. Все вопросы безопасности свидетелей продуманы максимально тщательно. Не раскрывая деталей, рабочая группа может гарантировать конфиденциальность как самого факта предоставления свидетельских показаний, так и их содержание до прямого и подтвержденного согласия авторов на их обнародование.
На сегодня собрано более 200 свидетельских показаний и большой объем фото- и видео материалов. Уже из них вырисовывается объемная и объективная картина событий, существенно отличающаяся от той, что пытаются представить следственные органы. Собранные свидетельства — это уже немало, но нужно еще — и чем больше, тем лучше.
Поэтому рабочая группа Общественного расследования призывает всех участников событий 6 мая 2012 года на Болотной площади — зайдите на сайт 6may.org и заполните анкету. Мы должны составить подлинную картину событий на Болотной площади. Только так мы сможем защитить невиновных людей.