Новое в законодательстве и иные правовые инициативы
В июне Госдума приняла поправку к законопроекту о митингах, увеличивающую штраф за нарушение порядка проведения массовых мероприятий. Максимальный штраф для физического лица составит 300 тысяч рублей или 200 часов обязательных работ, для должностного лица — 600 тысяч, для юридического лица — миллион рублей. Такие штрафы будут применяться в случае нанесения вреда чьему-либо здоровью или имуществу. Все ведущие правозащитные организации и эксперты считают данные поправки репрессивным ужесточением, криминализацией протеста, ставящим под вопрос возможность реализации права на свободу мирных собраний в России. Были составлены соответствующие заключения. Так, председатель Совета при Президенте РФ по правам человека М. Федотов направил спикеру Госдумы РФ С. Нарышкину письмо, в котором предлагается вернуть законопроект о митингах в первое чтение.
После этого в целом ряде регионов Российской Федерации начали разрабатывать и принимать региональные законы, уточняющие места для проведения публичных мероприятий, численность и т. д. Такие законы принимаются в Татарстане и Чувашии, Екатеринбургской, Воронежской, Костромской, Новосибирской, Томской, Кировской, Иркутской областях. Список регионов все время растет. Практически везде запрещаются пикеты вблизи «железнодорожных вокзалов и платформ, автобусных и речных вокзалов, аэропортов. Также нельзя пикетировать ближе 50 метров от зданий, занимаемых органами государственной власти, судами, прокуратурой, консульствами, учреждениями образования, здравоохранения, и культовых сооружений». Также в перечни запрещенных мест попадают рынки, торгово-развлекательные центры, спортивные комплексы.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ
Уведомительная процедура
Предложения изменить форму публичного мероприятия
В апреле префектура Северо-Западного административного округа Москвы отказала партии «Яблоко» в согласовании марша на Останкино. Власти предложили оппозиции ограничиться митингом с участием не более 200 человек, при том что заявку «Яблоко» подавало на 5000 участников. «Партия „Яблоко“ согласилась на митинг 14-го апреля, однако не намерена ограничивать число его участников», — говорится в сообщении партии.
Необоснованные предложения об изменении места и/или времени акции
В январе власти Санкт-Петербурга отказались согласовать заявку оппозиции на проведение 4 февраля «Марша за честные выборы» по Невскому проспекту. Отказ мотивирован тем, что «во многих местах Невского проспекта в этот день будут проводиться ремонтные и строительные работы».
В Воронеже инициативной группе граждан вместо шествия 4 февраля по центральной улице города предложили устроить митинг на малолюдной площади неподалеку от водохранилища. При этом 21 января администрация города согласовала шествие коммунистов по тому же маршруту, перекрыв одну половину проспекта Революции.
Запреты на проведение публичных мероприятий
Олег Козловский (движение «Оборона») в июне получил в префектуре ЦАО Москвы ответ уведомление о проведении публичного мероприятия. Заявленная акция была запрещена из-за того, что организаторов в течение последнего года привлекали к административной ответственности по статьям 19.3 и 20.2 КоАП РФ.
В июле Управление Минюста России по Приморскому краю вынесло предупреждение о недопустимости нарушения законодательства о митингах Казыятскому духовному управлению мусульман Приморского края. Нарушением являются массовые молитвы и собрания мусульман на улице.
Несколько концертов ДДТ в регионах были отменены под давлением местных властей. Об этом на сайте группы написал Юрий Шевчук. В частности, он рассказал об отмене концертов в Кемерово и Югре, где билеты «фактически, были распроданы».
«В Тюмени для нас вообще зала не нашлось. В Омске какой-то местный министр тоже запретил концертным залам провести наше «отчаянное шоу», — говорится в сообщении. Шевчук уточнил, что все указания и распоряжения были даны изворотливыми чиновниками по телефонам, так что даже в суд на них не подать.
Проведение публичных мероприятий
Ограничение численности
19 января в Москве и ряде других городов России и мира прошли акции памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой. Московское шествие стало самым многочисленным. По сводкам ГУВД, в акции приняло участие 600–800 человек (по другим оценкам, более 1000). Эта цифра превысила число участников, заявленное в уведомлении, поэтому организаторы акции были приглашены в полицию для привлечения к административной ответственности.
«Предотвращение» публичных мероприятий
Тактику предотвращения массовых мероприятий используют перед особенно массовыми или нежелательными акциями путем задержания организаторов или главных спикеров. Так, за несколько дней до «Марша миллионов», назначенного на 6 мая, нижегородским активистам начали поступать от участковых предложения воздержаться от поездки в Москву для участия в «несанкционированных» публичных мероприятиях. В Уфе полицейские арестовали девятерых активистов, дожидавшихся отправления поезда в Москву. Задержанных отвезли в ОВД «Советское». Как отметил один из активистов, задержания производились без объяснения причин. Среди задержанных была несовершеннолетняя девушка. В Москве задержали шестерых активистов, раздающих приглашения на «Марш миллионов». 4 мая мэрия Москвы официально подтвердила согласование «Марша миллионов».
Громким случаем стала майская эвакуация вокзала в Уфе. «Где-то минут за 20 до прибытия поезда Астана — Москва объявили общую эвакуацию вокзала. Вывели полностью всех их c вокзала, подъехала полиция, оцепили полностью вокзал и перрон, никого не пускали», — рассказал собеседник «Газеты. Ru», пожелавший остаться неназванным. После объявления эвакуации полиция задержала на территории близ вокзала десять человек — шестерых оппозиционеров, собиравшихся в Москву, и четверых активистов, которые приехали их проводить. На улице к оппозиционерам подошли несколько человек и начали провоцировать их на конфликт.
Проблемы с обеспечением безопасности участников акций
В День народного единства, 4 ноября, в Москве националисты избили несколько человек на станции метро «Достоевская», в то время как наверху, на Суворовской площади, шел митинг в поддержку активистов антифашистского движения. Фашисты кинулись на людей, скандируя: «Убивать!» По словам активистки Российского социалистического движения И. Магкоевой, одного из пострадавших, В. Кузьмина, нападавшие столкнули на рельсы. У трех человек разбиты головы и лица.
6 мая согласованный с московскими властями «Марш миллионов» закончился столкновениями с полицией, в результате которых пострадали около 30 сотрудников правоохранительных органов. В тот же день Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело за призывы к массовым беспорядкам и применение насилия в отношении представителей власти. Число обвиняемых перевалило за два десятка, а свидетелей — за 300. Первой, 27 мая, была задержана 18-летняя Александра Духанина, которую суд поместил под домашний арест. Ей предъявлено обвинение по части 2 статьи 212 (участие в массовых беспорядках) и по части 1 статьи 318 УК РФ (применение насилия к представителю власти). 19 октября в Киеве был похищен один из активистов «Левого фронта» Леонид Развозжаев. Данное дело смело можно назвать квинтэссенцией нарушений права на свободу собраний и началом новой волны политических репрессий.
Прекращение публичных мероприятий
21 февраля у здания ЦИК России прошла очередная акция протеста под лозунгом «Остановим диктатуру!». Акция продлилась не более пяти минут. Активисты выходили группами по несколько человек и скандировали лозунги. Затем они разбросали листовки и зажгли несколько файеров. После этого сотрудники правоохранительных органов стали задерживать участников акции и сажать их полицейские автобусы. Всего, по данным организаторов акции, было задержано 25 из 30 участников.
У Госдумы 5 июня были задержаны несколько десятков человек, которые выступили против поправок к закону о собраниях. Из ОВД «Пресненское» задержанных отпустили без оформления протоколов.
Прекращение мероприятий, проводимых с уведомлением властей; задержания участников
В июне шествие оппозиции в Санкт-Петербурге было остановлено за нарушение регламента. Мероприятие должно было завершиться в 16.00, а продлилось на 15 минут дольше. В связи с этим двое организаторов были задержаны.
20 июня на акции в поддержку арестованных участниц «Pussy Riot» задержали как минимум пять человек. Очевидцы отмечают, что задерживали участников со свистками. У здания Таганского районного суда Москвы собрались около 200 человек. В твиттере арт-группы «Война» говорится, что в акции принимали участие 300 человек.
Прекращение мероприятий, не требующих уведомления властей
15 февраля правоохранительные органы Москвы пресекли попытку примерно 300 жителей столицы отпраздновать День святого Валентина, запустив небесные фонарики в Парке Победы в 21.00. Праздничный флешмоб влюбленных был организован участниками социальной сети «ВКонтакте». В назначенные время и место пришли около 300 человек и начали готовить принесенные с собой небесные фонарики к запуску. Однако в процесс вмешались полицейские, объявившие через громкоговоритель, что запуск фонариков запрещен. Полиция мотивировала запрет требованиями пожарной безопасности, хотя до ближайшего здания было не менее 700 метров.
В тот же день власти Барнаула запретили митинг игрушек. В городской администрации решили, что игрушки не могут участвовать в митинге самостоятельно.
Организаторы намеревались выставить на площади Советов в центре города около 250 человечков из конструктора «Лего» и «Киндер-сюрпризов» с плакатиками против нарушений избирательного законодательства. Организаторам было заявлено, что акция не может быть согласована «по причине смешения понятий закона, регламентирующего проведение митингов», кроме того, игрушки приравниваются к агитационным материалам и не могут считаться участниками митинга.
Применение силы при прекращении мероприятий
10 марта в Нижнем Новгороде полиция и ОМОН жестоко разогнали мирное шествие граждан, протестовавших против массированных избирательных подлогов. Из примерно 100 участников задержано 85, причем как минимум один госпитализирован в нейротравматологическое отделение с диагнозом «сотрясение мозга». Силовой разгон и массовые задержания проведены несмотря на то, что со стороны манифестантов не было никаких насильственных действий, призывов к насилию и иных реальных нарушений общественного порядка. Городская администрация проигнорировала обязанность проводить переговоры с организаторами шествия, что предписывает федеральный закон.
Разгон акций 5 марта в Москве и Санкт-Петербурге проходил с применением спецсредств. Участники подвергались избиениям и при задержании, и в отделениях полиции. В Москве было задержано как минимум 258 человек, в Санкт-Петербурге — до 500.
По данным ОВД-Инфо, c 4 декабря 2011 года по 9 марта 2012 года только в Москве по политическим мотивам было задержано 1756 человек, большинство из них приговорены к административным арестам и штрафам. Полиция на протяжении трех месяцев задерживала людей, участвовавших в согласованных митингах, политических акциях, одиночных пикетах и флешмобах. Задерживались активисты, раздававшие политическую литературу и расклеивавшие листовки. После 5 марта начались задержания людей, носящих на одежде белую ленту. Задержания осуществлялись с применением грубой силы нарушением процессуальных норм. Зафиксировано множество случаев избиения задержанных в автобусах, а с 5 марта — и в отделениях полиции. Нормой стали: недопущения к задержанным адвокатов, защитников и прессы; отказы в вызове к задержанным скорой помощи; нарушения санитарных норм в камерах для задержанных в административном порядке; нарушения, связанные с предоставлением питания и спальных мест. В феврале в психиатрическую больницу были принудительно помещены Вера Лаврешина и Надежда Низовкина. В ОВД «Замоскворечье» 5–7 марта производились избиения задержанных, в частности Татьяна Кадиева в результате избиения была госпитализирована в отделение нейрохирургии. Во время cилового разгона протестующих после окончания митинга 5 марта на Пушкинской площади и акции на Лубянской площади применялись электрошокеры и болевые приемы — несколько человек обратились в травмпункты с переломами рук и сотрясениями мозга. 5 марта задержанные подвергались многочасовой пытке содержания в автобусах, заполняемых выхлопными газами.
ЗАЩИТА ПРАВАНА СВОБОДУ СОБРАНИЙ
В судебных инстанциях РФ
Один из организаторов митингов «За честные выборы» 22-летняя жительница Воронежа Нина Беляева стала фигуранткой административного дела о нарушении правил агитации. По версии зампреда избирательной комиссии В. Черепухина, Беляева разместила на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» сообщения, которые содержат «признаки предвыборной агитации в виде явных неоднократных призывов голосовать против зарегистрированного кандидата на должность президента РФ Путина В.В.». В результате Беляева была полностью оправдана.
Новохоперский районный суд признал незаконным постановление мирового судьи судебного участка № 2 Новохоперского района Воронежской области, оштрафовавшего молодого человека за публикацию сообщения на своей стене «ВКонтакте».
В августе Алексей Ковтун сообщил своим друзьям в социальной сети о приезде в Новохоперск губернатора области А. Гордеева. В публикации не указывались ни место, ни время встречи губернатора с жителями города, поскольку этой информации у Гордеева не было. Встреча прошла спокойно, за исключением криков «позор!» в адрес руководителя области. Спустя пять дней в городе начались настоящие репрессии. К участникам встречи приходили домой, требовали подписать признание в совершении правонарушения. Мировой суд оштрафовал четверых «участников» на 10 000 рублей каждого, а «организатора» — автора записи «ВКонтакте» — на 20 000 рублей.
В Европейском суде по правам человека
Орган по контролю за соблюдением вердиктов ЕСПЧ попросил российские власти объяснить, как с решением по делу «Алексеев против России» соотносятся законы о запрете гей-пропаганды. На заседании 6 июня члены Комитета министров Совета Европы, являющегося органом по контролю за исполнением вынесенных Европейским судом по правам человека решений, отметили, что с момента вынесения решения суда заявитель не имел возможности организовать шествия гей-прайдов в Москве, и призвали российские власти предоставить детальную информацию о причинах этого.
Известный общественный деятель А. Навальный обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на действия полиции во время акции на Болотной площади 6 мая. В жалобе утверждается, что сотрудники действовали неоправданно жестко:
«Сотрудники полиции избивали людей без явных на то причин. Вероятней всего, они исходили из приказа руководства о жестоком разгоне мирной акции, а также руковод-ствуясь садистскими наклонностями».
ВЫВОДЫ
Власти — от местных до руководства страны — не готовы признать за гражданами право на свободу собраний, что окончательно утверждено принятием поправок к закону о митингах и так называемым болотным делом. За этим последует серия законодательных ограничений права на протест в регионах, продолжающимися показательными задержаниями и избиениями участников мирных акций. Суды участвуют в фальсификации административных дел, назначая участникам и организаторам разорительные штрафы. Все это радикализует протест, убеждает граждан в бесполезности подачи уведомлений, которые все равно будут «не согласованы», и усиливает и без того значительное недоверие к судам. В рамках «болотного дела» против участников и организаторов был использован весь спектр как традиционных нарушений законодательства и международных обязательств так и новые элементы (похищения, обыски и т. д.). За весь постсоветский период не было худших условий для реализации права на свободу собраний. Аналогию можно провести только с периодом военных действий в Москве в 1993 году и с ситуацией со свободой собраний на Северном Кавказе.
Читайте также: доклад Уполномоченного по правам человека: свобода собраний, 2012 год
Читайте также: годовой доклад ОВД-Инфо: Человек из автозака — политичекие задержания в Москве
Читайте также: еженедельные дайджесты ОВД-Инфо по свободе собраний