26 ноября в Первомайском суде Ростова-на-Дону будет оглашен приговор по делу местного оппозиционного журналиста и блогера Сергея Резника. Ему инкриминируют коммерческий подкуп (статья 204 УК), ложный донос (статья 306) и оскорбление представителя власти (статья 319), все эпизоды объединены в одно дело. Прокурор попросил приговорить Резника к трем годам лишения свободы.
Резник убежден, что дело против него сфальсифицировано и объясняется это его оппозиционной журналистской деятельностью, причем в последние годы он занимался ею исключительно в блоге — после того, как, по его словам, «закрылась шестая или седьмая газета, в которой я работал в Ростове». Резник рассказал ОВД-Инфо, что оперативное дело на него было заведено после того, как в 2011 году, когда «шла большая война местного чиновничества» против теперь уже бывшего прокурора Ростовской области Валерия Кузнецова, «который занял принципиальную позицию по многим позициям», журналист «был одним из немногих, кто высказался за прокурора». Телефон Резника начали прослушивать, в начале 2012 года пошли звонки с угрозами. Среди тех, кто звонил Резнику, называют Андрея Солодовникова — по словам активиста областного отделения Партии 5 декабря Бориса Батыя, это «провокатор, который всегда трется вокруг всех оппозиционных движений, его все знают и давно гонят».
Коммерческий подкуп, который инкриминируют Резнику, по версии следствия, заключается в том, что он якобы пытался подкупить сотрудника станции техосмотра, чтобы пройти техосмотр, не предъявляя машину. По словам Резника, в суде удалось доказать, что не он подкупал человека, а ему самому предложили заплатить две тысячи рублей и не проходить техосмотр — мол, диагностическую карту ему привезут домой. Человек по имени Денис Гришанов, с которым Резник разговаривал, назван в деле администратором пункта техосмотра, при том что на самом деле он работает у индивидуального предпринимателя, «администрирующие функции, служебные обязанности этого мальчика нигде не прописаны». Резник в итоге приехал на станцию техосмотра сам, получил от Гришанова карту и собирался выехать с территории станции, как вдруг его машину блокировали три полицейских автомобиля. Это произошло 21 августа прошлого года, тогда Резник еще работал в «Новой газета в Южном федеральном». Резник уверен, что все это было инсценировано. Как отмечает Борис Батый, в деле есть фотографии двух купюр достоинством тысяча рублей каждая, но у одной из них номера не совпадают с теми, которые написаны в протоколах. Кроме того, эксперт, фотографировавший место предполагаемого преступления, подписался в протоколе под чужой фамилией — совпадают только инициалы. Пресловутая диагностическая карта сфотографирована только с одной стороны, так что, по словам Батыя, «неизвестно, прошла махина техосмотр или нет, исправна она или нет, просто в деле фигурирует какая-то карта, и непонятно, та или нет». Подозрения у наблюдателей вызывает также то, что Резника блокировали в тот момент, когда он только собирался уезжать, а не на выезде со станции.
После того, как Резник писал жалобы в Следственный комитет, прокуратуру и ФСБ по факту телефонных угроз, но никто не реагировал, он сам стал расследовать, кто этим занимается. Тогда ему инкриминировали ложный донос: Андрей Солодовников и человек по фамилии Скобелев заявили, что Резник сам дал им деньги и сим-карты, чтобы они ему звонили и угрожали, — якобы для повышения собственного рейтинга. При этом, как рассказывает Батый, Скобелев на суд так и не явился — «следствие его куда-то активно прятало». По словам Резника, в некоторых случаях в дни, когда, по данным следствия, имели место встречи с потерпевшими, у него имеется алиби: так, в один из указанных дней его вообще не было в Ростове. Адвокат Резника Юрий Каструбин отметил, что следователь неправильно квалифицировал эпизод. В оскорблении представителя власти Резника обвиняют за запись в «Живом журнале», где он назвал председателя Арбитражного суда области Ольгу Соловьеву мымрой (в настоящий момент соответствующий постинг из ЖЖ Резника удален). Резник рассказывает, что в качестве доказательств были приведены распечатки файлов Word с текстами, скопированными из его ЖЖ.
В этом году Резнику, по его словам, «то замки зальют дома клеем, то машину разобьют». 22 октября на Резника с женой у подъезда напали двое, один с травматическим пистолетом, один с битой. Резник получил травмы. По этому факту возбуждено уголовное дело. 24 ноября Резник, подъехав с другом к подъезду своего дома, увидел, как их поджидают двое: «Выходит один — видно, что боец, шел бить. И за ним второй, прикрытие. Мы к ним подошли, они рассеялись. Мы за ними походили, оперативников человек шесть насчитали. И только мы к ним идем, они от нас убегают». Незадолго до разговора корреспондента «ОВД-Инфо» с Резником друг журналиста рассказал ему, что ему звонили с некоего тюменского номера и сказали, чтобы тот забыл фамилию Резник.
Журналист, ссылаясь на собственные источники, утверждает, что по плану следователей сейчас ему должны вынести условный приговор. Но помимо дел, по которым решение ожидается сейчас, против него возбуждено еще два дела. Одно снова об оскорблении представителя власти: на этот раз заместителя прокурора области Романа Климова, которого Резник назвал трактористом, а также аферистом, прохвостом и оруженосцем замгенпрокурора Сергея Воробьева, ранее работавшего в Ростовской области, которому Климов приходится родственником. Второе — снова ложный донос: во время оперативно-розыскных мероприятий Резник сообщил следователю, что полагает, будто один из сотрудников полиции совершал действия сексуального характера с мальчиком. По мнению Резника, основанному также на данных, полученных из собственных источников, после условного приговора будет оформлено еще одно дело из нескольких эпизодов, чтобы представить его рецидивистом и подвести под реальный срок.
На днях официальные материалы дела поступили в Правозащитный центр «Мемориал». Как сказал «ОВД-Инфо» руководитель Программы поддержки политзаключенных ПЦ «Мемориал» Сергей Давидис, «весьма вероятно, что в результате изучения материалов Резник будет признан либо политзаключенным, в случае если его посадят, либо лицом, подвергающимся незаконному политически мотивированному преследованию. Все, что известно об этом деле, заставляет полагать, что мы придем к такому выводу, но необходимо вынести обоснованное, формализованное и аргументированное суждение, а для этого нужно изучить большой массив документов, связанных с делом». «Мемориал» рассчитывает вынести суждение о деле Резника «в обозримом будущем» — возможно, «в течение нескольких дней».