Жители Ижевска борются с точечной застройкой в центре города, отстаивая сквер на улице Ленина, на месте которого планируется строительство торгового центра.
Руководитель местного отделения «Партии прогресса», редактор интернет-газеты «Стриж» и член правления общественной организации «Градсовет» Тимофей Клабуков рассказал ОВД-Инфо, что когда-то сквер находился в зоне городского озеленения, но в 2008 году его непонятным образом вывели из этой зоны и отдали под застройку. В апреле в «Градсовет» пришли жители соседних со сквером домов и сообщили, что у них поставили строительный забор. В сквере состоялся народный сход, после чего, по словам Клабукова, приехало руководство местной полиции и пообещало, что через два дня в сквере не будет ни забора, ни строительства. Два дня работы не велись, но на третий день в четыре часа утра Клабукову позвонили жители и сказали, что за забор загоняют технику. Когда Клабуков приехал на место, там был представитель застройщика и 15 жителей, они вызвали полицию. Полицейские поговорили с представителем застройщика и сказали, что документы на ведение работ у него есть, но поскольку права шуметь у него нет, до восьми утра он ничего вырубать не будет. На вопрос, а что же будет после восьми утра, полиция толком не ответила. «В восемь утра завелась техника, — рассказывает Клабуков. — Часть выдержала, прорвалась туда вовнутрь, там было несколько пенсионеров, двум людям стало плохо, приехала „скорая“. Дошло до столкновений с полицией, легкой потасовки. Технику остановили. После этого приехало начальство — полицейские чины, замглавы администрации. Сказали, что сегодня никто ничего делать не будет».
Было принято решение, что до 17 мая должны пройти переговоры, в ходе которых застройщик и жители должны прийти к какому-то компромиссу. Нескольких жителей на специальном собрании избрали делегатами на встречу с застройщиком в здание администрации. Делегировали и Клабукова, однако его на встречу не пустили, более того — по его словам, жителям «поставили условие, чтобы меня с собой не брали». Клабуков объясняет это тем, что он ведет активную деятельность и его «знает вся местная власть».
Переговоры зашли в тупик. Представители администрации отказывались брать на себя ответственность за ситуацию с земельным участком: мол, земля была передана под строительство еще до них, они тут ни при чем, они, мол, даже проиграли суд в споре с застройщиком. По словам Клабукова, администрация при передаче земли до последнего «играла на стороне застройщика, сделала все, чтобы он там строил» — вывела участок из зоны озеленения, выделила участок для аренды, хотя могла и не допустить строительства. Но на последнем этапе застройщику не выдали разрешение на строительство, хотя по закону администрация не имела на это право, поскольку все документы уже были для этого подготовлены. Застройщик подал в суд и выиграл. Клабуков предполагает, что администрация поступила так, чтобы снять с себя ответственность перед жителями.
Застройщик в ходе переговоров предлагал посадить на участке деревья, построить детскую площадку. Делегаты от жителей не согласились на это. Тогда застройщик заявил, что все равно будет строить.
7 мая жители собрались вновь. Были предложения снести забор. Клабуков утверждает, что попросил жителей этого не делать. Тогда один из них написал на заборе краской «Ультиматум!!! Убрать забор до 8 мая! Сквер вернуть городу!», а с другой стороны — «Соловьев, верни сквер городу!» (имеется в виду глава Удмуртии Александр Соловьев — ОВД-Инфо). После этого было решено записать видеообращение к главе Удмуртии. Клабуков сделал запись, на которой жители объявили, что требуют снести забор до 9 мая, иначе они сами примут меры.
После этого Клабукова и руководителя республиканского отделения партии «Яблоко» Михаила Назарова, который тоже участвовал в защите сквера, вызвали местный Центр противодействия экстремизму. «Мне недвусмысленно сказали, что впереди 9 мая, и если там у людей что-то начнется, то я — основной организатор, пойду по соответствующим статьям, а Клабуков — подстрекатель. Уже даже роли распределили, — рассказывает Назаров. — На что я ответил: ребята, остановите стройку, давайте будем решать этот вопрос, потому что людей никто никуда не подстрекает, они просто не хотят уплотнительной застройки, чтобы на месте сквера появился магазин». По словам Назарова, представители органов не верят, что жители сами, стихийно выходят защищать сквер в пять утра. По их мнению, кто-то людьми «командует, руководит и проводит деятельность, похожую на экстремизм», говорит активист.
Назарову и Клабукову дали подписать предостережения о недопустимости экстремистской деятельности и соответствующих призывов. «Сотрудник эти предостережения приколол даже публично на стеночку», — отметил Назаров.
Клабукову же, помимо этого, вручили еще и прокурорское предостережение. В нем было сказано, что «проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Ижевска совместно с ЦПЭ МВД УР (Удмуртской Республики — ОВД-Инфо) проверкой установлено, что 9 мая 2015 года в период празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне гр. Клабуков Тимофей Николаевич может принять участие в проведении на территории г. Ижевска акций экстремистского характера, связанных с поддержкой праворадикальных пронацистских организаций, действующих на территории Украины».
«На чем они это основывали, мне, честно говоря, непонятно, — говорит Клабуков. — Фактов вообще никаких. Я не поддерживаю никаких контактов с националистическими силами. Была у нас демонстрация — один шарик голубой с желтым и маленькая табличка «Нет войне с Украиной», 30 на 30 сантиметров. Не думаю, что на этом основании можно сделать вывод, что я…« — Клабуков даже затруднился воспроизвести формулировку из прокурорского предостережения. «Мне говорят: ты зачинщик, ты подстрекатель, этот сквер никому не нужен, кроме двух бабулек», — пересказывает активист слова сотрудников Центра «Э». Они посчитали, что раз Клабуков в начале видеоролика, снятого в сквере, кричит жильцам «Говорите!», то, значит, он организует их действия. По мнению сотрудников, именно Клабуков писал на заборе. Насторожило Центр «Э» и высказанное в видеообращении обещание одной из жительниц разбить в сквере палатки: «Мне сказали, что разбитие палаток считается экстремизмом после украинских событий», — говорит Клабуков.
«В общем, они переживают, что мы им сорвем праздник», — подытоживает активист. Он рассказал, что на очередной встрече с жителями было принято решение «праздник не портить», поскольку жители сами могут себя таким образом дискредитировать. 8 мая они провели субботник в сквере, а на 9 мая планируют посадить рядом с забором деревья. Вновь состоялась встреча жителей и активистов с застройщиком. Застройщик вновь предложил построить детскую площадку, жители вновь отказались и проголосовали против строительства (один человек воздержался). После этого, рассказывает Назаров, удалось сговориться на том, чтобы попробовать провести встречу с администрацией города на следующей неделе и попытаться добиться, чтобы администрация предоставила застройщику компенсацию в виде нового земельного участка в другом месте и возмещения расходов. «Будем привлекать внимание республиканской власти», — говорит Назаров.
По словам Клабукова, к застройщику у жителей претензий нет, поскольку корень проблемы лежит не в его действиях, а в переводе участка из зоны озеленения и передаче его в аренду. Жители и активисты написали заявление в прокуратуру с требованием провести проверку и установить, кто конкретно принимал эти решения.