5 августа на юге Ставропольского края прошли массовые обыски. Изъяли книги и брошюры по меньшей мере у 19 жителей Ессентуков, Минеральных вод, Пятигорска, Кисловодска, Лермонтова, Предгорного, Андроповского и Минераловодского районов.
Пятеро человек были задержаны и допрошены в прокуратуре, после чего им предъявили постановления о возбуждении уголовных дел и отпустили под подписку о невыезде.
Все задержанные, как утверждает следствие, являются представителями Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов. Всего заведено два уголовных дела о возбуждении ненависти либо вражды, совершенном организованной группой (п. «в» ч. 2 ст. 282 УК). Подозреваемые по одному из них — администратор страницы «Дети Перуна» в соцсети «ВКонтакте» (в настоящее время доступ в нее возможен только по приглашению) Антон Гавришев, а также Александр Семенов и Наиля Ключанцева, по указанию которых, как говорится в постановлении о возбуждении дела, действовал Гавришев. Другое дело возбуждено в отношении Игоря и Галины Литвиненко.
Как сообщается на сайте Следственного комитета, инглингов обвиняют в том, что они «объединились в две территориально обособленные религиозные группы, которые осуществляли свою деятельность в Пятигорске и Минеральных Водах», «распространяли свои убеждения об исключительности и превосходстве одной расы и неполноценности другой», пропагандировали «идеи, унижающие достоинство групп лиц по признакам национальности, языка и отношения к религии», для чего «активно использовали сеть интернет, создавали страницы в социальных сетях, выпускали и реализовывали печатные материалы».
В постановлении о возбуждении уголовного дела в отношении Гавришева, Семенова и Ключанцевой, в частности, говорится, что они опубликовали ролики из документального цикла «Игры богов», в июне 2014 год признанного экстремистским: по замыслу авторов, этот фильм «раскрывает сущность древнеславянской культуры, обращает внимание русских людей на то, в каком мире мы сейчас живем и что нас окружает», снят «в жанре публицистики» на тему «исследования древней и современной славяно-арийской культуры». В чем конкретно обвиняются брат и сестра Литвиненко, ОВД-Инфо пока неизвестно.
Помимо литературы, у кого-то забрали компьютер. Как рассказал ОВД-Инфо житель Предгорного района Сергей Сафронов, у него забрали также деревянных идолов. По его словам, на вопрос, зачем им идолы, сотрудники, проводившие обыск, ответили ему, что «если поступит команда сверху, их не вернут, сожгут».
Это не первый случай преследования неоязычников в Ставрополье (правда, представители инглингов и других направлений неоязычества отказываются называться неоязычниками). Отличие нынешних обысков от предыдущих в том, что в качестве понятых были привлечены представители местных приходов Русской православной церкви. Это отметил и Сафронов, и один из лидеров организации «Ставропольское вече Руси» Дмитрий Чернов. По словам Чернова, представители РПЦ постоянно пишут заявления на неоязычников: в частности, собрали подписи против их инициативы установить памятник князю Святославу в районе поселка Новотерский.
Сафронов со слов оперативников заключил, что для проведения обысков в Ставрополье «их согнали со всей России, из разных регионов, они приехали, а какое задание будут выполнять, не знали, только непосредственно перед обысками им вручили пакеты с адресами».
Сафронов рассказал, что его во время обыска спрашивали о подозреваемых, причем не только о том, совершали ли они какие-то «экстремистские призывы националистического толка», но и о «призывах к свержению власти», а также о том, не торгуют ли они литературой. Самого Сафронова ранее сотрудники ФСБ тоже обвиняли в подготовке вооруженного захвата власти, но «на словах», не составляя никаких документов.
«Раньше все гораздо жестче проходило, — рассказывает Сафронов. — Месяца три назад у меня был обыск: в мой частный дом в шесть утра врываются люди в масках — чисто оккупационные силы. Моя супруга лежит с пятимесячным ребенком в ночной рубашке. Полицейские автоматами тыкали в моего ребенка, во время обыска украли деньги, 100 тысяч рублей, оплевали мне порог. Изъяли ксерокопии паспортов, компьютер, и больше ничего — такая акция запугивания. В результате у моей жены пропало грудное молоко». Сафронов написал заявления во все инстанции, в том числе на имя президента, но никакого ответа не получил: «послали меня нафиг, и все». Уголовное дело по результатам этого визита тоже не было заведено, Сафронова даже не опрашивали.
6 декабря 2014 года в городе Лермонтове должны были пройти общественные слушания, на которые организаторы (Центр развития русской этнической культуры «РАРОГЪ», в деятельности которого принимают участие местные неоязычники-родноверы) хотели пригласить представителей администрации Предгорного района для отчета об их деятельности. Одним из поводов послужило отсутствие на улицах «лежачих полицейских», приведшее к аварии, в которой серьезно пострадали двое детей. Как рассказывал ОВД-Инфо Дмитрий Чернов, местным чиновникам предъявляли претензии, что они «вместо того, чтобы ставить лежачих полицейских, строят себе дорогие коттеджи». Для проведения мероприятия помещение предоставил председатель регионального отделения РПР-ПАРНАС Алексей Курсиш. Однако вместо чиновников туда явились сотрудники прокуратуры. Участникам мероприятия угрожали, организаторам вручили предостережение о недопустимости экстремистской деятельности в виде критики власти. В итоге мероприятие прошло в закрытом режиме с той же повесткой дня, то есть все равно обсуждали действия местных властей. На улице, по словам Чернова, дежурил ОМОН.
Древнерусская Инглиистическая Церковь Православных Староверов-Инглингов — направление славянского неозяычества, основанное Александром Хиневичем в 1992 году в Омске. Его последователи считают инглиизм «древней верой славянских и арийских народов», а саму церковь инглингов — «Единой Древнейшей Общиной Великой Расы и Рода Небесного, которая объединяет всех Белых людей во всех Землях, на основах Веры Первопредков». Община церкви в Омске, место сбора членов общины и их учебная группа были запрещены как экстремистские организации; позднее такая же судьба постигла группу последователей Хиневича в Адыгее. На самого основателя церкви инглингов в 2008 году было заведено дело об организации деятельности запрещенной организации (ч. 1 ст. 282.2 УК), он был приговорен к условному сроку. Новое дело в отношении Хиневича, возбужденное по той же статье, за продолжение деятельности запрещенной организации, в январе 2015 года было передано в суд.
Информационно-аналитический центр «Сова», занимающийся мониторингом ксенофобно мотивированных преступлений и неправомерного применения антиэкстремистского законодательства, не относит случаи преследования инглингов к числу неправомерных. В частности, в материалах «Совы» отмечается, что Хиневич обращаясь к последователям, позволял себе откровенные расистские призывы и устраивал публичные мероприятия с символикой и ритуалами, похожими на нацистские.
Сафронов подчеркивает, что в общине никогда не звучали экстремистские призывы: «У нас только танцы, пляски, народная одежда». В сообществе «Дети Перуна», по его словам, тоже «никогда не было никаких лозунгов», только познавательные материалы на различные темы: «здоровье, рождение детей, воспитание, спорт, природа, национально-культурные особенности».