Отчет о проведенном наблюдении Объединенной Группы Общественного Наблюдения (ОГОН) на «Марше миллионов» 15 сентября 2012 года в г. Москве
Время проведения публичного мероприятия: с 14:00 до 22:00.
Место проведения публичного мероприятия:
Начало шествия: Петровский бульвар, далее — Рождественский бульвар, Сретенский бульвар, проспект академика Сахарова.
Митинг: проспект академика Сахарова, ул. Маши Порываевой. Сцена: ул. Маши Порываевой.
Предполагаемая численность участников, указанная в уведомлении: 25 тыс. человек.
Наблюдение проводилось: с 13:45 до 17:45, с 21:40 до 22:50
В наблюдении принимали участие: 4 группы наблюдателей по 3 человека в каждой, мобильный штаб (1 человек), стационарный штаб (2 человека), с 21:55 — 1 группа наблюдателей (3 человека), стационарный штаб (1 человек).
Представляем вашему вниманию первый (пилотный) отчет о проведенном наблюдении. Здесь отражен ряд фактов, связанных с реализацией права на свободу собраний, зафиксированных наблюдателями на акции 15 сентября в Москве, а также представлены рекомендации по изменению текущей ситуации. В основном, ниже указаны проблемные моменты, которые были отмечены наблюдателями. В этом отчете мы достаточно мало уделяем внимания позитивным аспектам организации и проведения данного публичного мероприятия, которые, безусловно, были. Однако в пилотном варианте мы попытались сосредоточиться как раз на проблемах, которые возможно изменить в дальнейшем как организаторам акций, так и правоохранительным органам и исполнительной власти. Если у вас есть какие-либо комментарии и предложения в связи с деятельностью ОГОН и отражению ее в подобных отчетах — пишите на [email protected]
Читайте также хронику Марша миллионов в наблюдениях участников ОГОН
1. Доступ на акцию
Имелось огороженное место для доступа на публичное мероприятие — на входе на Страстной бульвар, участники акции проходили через рамки металлодетекторов. Производился досмотр личных вещей некоторых граждан, при этом была возможность пройти досмотр у лица одного пола с досматриваемым. Изымались: колющие и режущие предметы, жидкости в любой таре. При этом напитки изымались не везде, а только частью полицейских у некоторых металлодетекторов. Со слов человека с бейджиком организатора, был случай изъятия лекарственных средств. Не пропускались плакаты с флагштоками из металла и металлопластика. Протоколы изъятия не составлялись. Условий для хранения изъятых вещей не было, пояснения каким образом можно получить изъятые вещи обратно не давались. При возникновении спорных ситуаций была возможность связаться с представителями организаторов.
2. Обеспечение безопасности
Место проведения публичного мероприятия было огорожено. По ходу шествия вдоль ограждения были распределены сотрудники правоохранительных органов, в том числе кинологи с собаками, а также некоторое число лиц с повязками дружинников. Всеми наблюдателями было отмечено значительное количество сотрудников правоохранительных органов без специальных нагрудных знаков, предусмотренных п. 5 ст. 25 Федерального закона «О полиции» № 3-ФЗ. На обеспечение безопасности акции были направлены, в том числе, курсанты Московского университета МВД, у некоторых личный номер был. На расспросы по поводу нагрудного знака, курсанты отвечали, что им знак не полагается или что не успели подвезти. Прямо во время акции некоторым курсантам раздавали обычные офисные бейджи. На расспросы наблюдателей как курсанты так и дружинники заявляли, что они имеют право производить задержание, но после задержания им необходимо дождаться сотрудника полиции. У сотрудников ОМОНа имелись нагрудные знаки на бронежилетах, но не у всех. Некоторые сотрудники ОМОНа отказывались давать пояснения по поводу отсутствия нагрудных знаков или делали это весьма неопределенно.
В районе Сретенского бульвара и проспекта ак. Сахарова были организованы туалеты и дежурили машины скорой помощи. Несмотря на то, что во время изъятия воды при входе на шествие, сотрудники правоохранительных органов поясняли, что вода для участников мероприятия закуплена в достаточном количестве и будет раздаваться бесплатно, места раздачи воды обозначены не были, фактов раздачи воды наблюдатели не заметили. На пути к месту проведения митинга (на проспекте академика Сахарова) ограждения по обеим сторонам дороги были жёстко сцеплены, что потенциально затрудняло доступ в зону конфликта и выход за ограждение участников шествия в случае непредвиденных обстоятельств.
Для доступа участников акции в зону митинга (проспект академика Сахарова — улица Маши Порываевой) на время перекрывалось движение по Садовому кольцу. До того как перекрывалось движение и после того как оно было снова открыто участники шествия проходили в зону митинга по подземному переходу и были вынуждены повторно проходить рамки металлодетекторов и досмотр личных вещей. В момент открытия движения по Садовому кольцу полицейские на машинах («Газелях») с помощью мегафона требовали от участников шествия освободить проезжую часть и перейти на тротуары, в то время как тротуары были огорожены решётками, за которыми стояли сотрудники ОМОН и полицейские. На тротуар можно было попасть только в небольшой зоне, непосредственно возле подземного перехода через Садовое кольцо. Движение автотранспорта по ул. Садовая-Спасская было полностью возобновлено в 15:43.
Наблюдателями отмечены случаи, когда участников шествия не пропускали за ограждение по ходу шествия, отправляя их дальше — к «специально организованному» выходу. Выходы, организованные за сценой было трудно найти. На протяжении всего шествия и в районе проведения митинга отсутствовали ёмкости для мусора. В период с 15:45 до 16:20 в районе сцены было зафиксировано отсутствие мобильной связи.
3. Ход акции
Некоторые спорные ситуации с участниками шествия решались сотрудниками правоохранительных органов во взаимодействии с организаторами акции: спорная ситуация с доступом на акцию человека в костюме яйца, нескольких человек попросили снять балаклавы. Во время митинга наблюдатели отметили несколько человек, лица которых были закрыты с помощью шарфов, медицинских масок; представители организаторов не предпринимали попыток остановить это.
Зафиксированы оскорбления участниками представителей иных политических взглядов: в начале шествия, когда колонна националистов поравнялась с защитниками ЛГБТ-прав, националисты стали скандировать «Долой пидорасов!», а во время выступлений Дмитрия Быкова и Гарри Каспарова группа с имперским флагом начала скандировать «Русофоб!».
Смотрите фото и видео с Марша миллионов
Столкновение между сторонниками националистических идей и анархистами было пресечено сотрудниками ОМОНа, при этом сотрудники ОМОНа какое-то время стояли в колонне, разделяя собой участников конфликта. В фан-зоне националисты сделали попытку прорвать ограждение, сотрудники полиции удержали его.
Отмечены случаи, когда организаторы, пользуясь своим положением, высказывали свои политические пристрастия и некорректно вели себя участниками акции. Зафиксирован случай, когда человек, с бейджем организатора, отказался представиться (у него на руке была повязана имперская лента), при этом он выражался в адрес участника акции и наблюдателя ОГОН нецензурной бранью и вел себя агрессивно.
4. Окончание акции
Наблюдатели зафиксировали два задержания участников акции, непосредственно перед ее окончанием (Сергей Удальцов, Иван Кузьменков). За 20 минут до окончания акции по периметру территории акции сотрудники ОМОН выстроились цепочкой. В 22:02 сотрудники ОМОН сделали объявление о том что акция закончена, и они просят всех разойтись. Однако у оставшихся на площадке перед сценой людей не было возможности пройти к Садовому кольцу (например, к ст. м. Чистые пруды).
Сотрудники полиции через мегафон сообщали, что пройти можно только на станцию ст. м. Комсомольская. Уже в 22:03 сотрудники ОМОН образовали цепь поперек всего проспекта Сахарова. Наблюдатели отметили, что цепь состояла из 5 рядов сотрудников ОМОН, что являлось явно не пропорциональным количеству оставшихся участников акции и журналистов.
ОМОН шел плотной цепью по проезжей части проспекта Сахарова. Когда все участники и журналисты оказались на тротуаре, ОМОН не остановился и продолжил выдавливать участников акции и журналистов в сторону площади Комсомольская. Возможности пройти в каком-либо другом направлении у людей не было. Более того, ОМОН не закончил свои действия, даже когда все люди оказались перед Ленинградским вокзалом.
Если целью ОМОН было освободить проезжую часть проспекта Сахарова от пешеходов, для возобновления движения автотранспорта, то непонятно, почему от пешеходов освобождалась и тротуары.
В 22:24 сотрудники полиции с помощью мегафона стали просить граждан пройти в метро через подземный переход, из подземного перехода не выпускали даже тех, кто спешил на вокзал. При этом, обращение относилось также и к тем людям, которые только что вышли из Ленинградского вокзала или хотели из метро пройти к Ленинградскому вокзалу.
Был зафиксирован случай агрессивного отношения сотрудника ОМОН без нагрудного знака к человеку, который попытался пройти на автобусную остановку. Сотрудник ОМОН оттолкнул человека в сторону метро.
В 22:24 сотрудники полиции с помощью мегафона стали просить граждан пройти в метро через подземный переход, из подземного перехода не выпускали даже тех, кто спешил на вокзал.
В 22:44 из метро и подземного перехода все-таки стали выпускать людей, ОМОН отошел в сторону гостиницы Ленинградская. Наблюдатели отмечают, что
— Количество сотрудников полиции во много раз превышало количество оставшихся активистов, что является непропорциональным использованием сил правоохранительных органов.
— Действия сотрудников правоохранительных органов после окончания акции были чрезмерными и создавали угрозу для обычных жителей и гостей столицы (в части, запрета для людей пройти к любой станции метро после акции, а также организации цепочек ОМОНа на тротуарах вдоль проспекта Сахарова и на Комсомольской площади — около Ленинградского вокзала).
5. Рекомендации
Для органов исполнительной власти:
— в дальнейшем обеспечить быстрое согласование публичных мероприятий в соответствии с Руководящими принципами по свободе мирных собраний ОБСЕ и ст. 31 Конституции Российской Федерации.
Для организаторов публичных мероприятий:
— обеспечить схемы мероприятия с указанием выходов, мест раздачи воды, мест расположения туалетов, машин скорой помощи по всему ходу шествия и надлежащего информирования участников об этом;
— организаторам обеспечить качественный инструктаж своих представителей, не допускать использования представителями организаторов своего служебного положения, проявлений агрессии по отношению к участникам и наблюдателям на акции.
Для правоохранительных органов:
— в соответствии с требованиями закона «О полиции» (п. 5 ст. 25) обеспечить ношение нагрудных знаков всеми сотрудниками полиции, несущими службу на публичном мероприятии. Обеспечить возможность идентификации всех сотрудников полиции, включая облаченных в средства защиты;
— при привлечении к организации безопасности участников митинга курсантов и дружинников обеспечить качественный инструктаж и наличие средств идентификации;
— при привлечении армейских силовых структур, сотрудников правоохранительных органов из других регионов, также обеспечить наличие нагрудных знаков;
— в случае временной остановки автомобильного движения во время шествия, более корректно продумать действия по освобождению проезжей части для возобновления движения;
— предусмотреть возможность выхода за ограждение во время шествия, обеспечить достаточно широкие проходы для выхода, обеспечить указатели выходов по всему ходу шествия, обеспечить схемы мероприятия с указанием выходов, мест раздачи воды, мест расположения туалетов, машин скорой помощи по всему ходу шествия;
— обеспечить сотрудников полиции четкими и понятными приказами о порядке досмотра и изъятия личных вещей при проходе на митинг, обязав их доводить эти приказы до сведения граждан;
— предоставлять реальную возможность для участников акции после окончания мероприятия беспрепятственно покидать территорию акции в разных направлениях. Не создавать помех для движения обычным людям после окончания публичного мероприятия.