Текущие дебаты на Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) по поводу политических заключенных в Азербайджане оживил интерес к вопросу о том, что, собственно, из себя представляет термин политический заключенный. Применение этого специального термина должно оказывать дополнительное давление на национальные правительства с целью освободить тех заключенных, чьи приговоры выглядят как политически мотивированные, предвзятые или репрессивные в своей сути.
Тем не менее не существует единого стандарта для определения политического заключенного, и международные организации и государства не всегда приходят к согласию. Корреспондент RFE/RL Даиси Синделар (Daisy Sindelar) рассказывает о попытках выработать единое определение.
Что такое политический заключенный?
Общепринятого определения для политических заключенных не существует. Тем не менее, политический заключенный обычно определяется как человек, попавший в тюрьму за свою политическую активность, особенно если он или она критикует или выступает против правительства своей страны.
В октябре 2012 ПАСЕ стала первой крупной межправительственной организацией, утвердившей конкретные критерии для определения статуса политического заключенного. Согласно директивам ПАСЕ, человек считается политическим заключенным в том случае, если он или она соответствует любому из следующих критериев:
- Арест нарушает базовые гарантии Европейской конвенции о защите прав человека, в особенности в части права на свободу мысли, совести, религии, свободу выражения мнения и информации, а также свободу собраний и ассоциаций
- Арест налагается исключительно по политическим причинам
- Срок или условия заключения не пропорциональны тяжести преступления
- Арест носит дискриминационный характер по сравнению с другими лицами
- Заключение стало результатом судебных разбирательств, которые носили явно несправедливый характер и были связаны с политическими мотивами власти
Кто решает, что заключенный — политический?
В соответствии с новыми руководящими принципами ПАСЕ, страны-докладчики могут давать свои рекомендации по поводу того, кто должен быть официально признан политическим заключенным.
Amnesty International также использует термин «политический заключенный» для определения любых заключенных, в чьих делах присутствует какой-либо политический элемент — будь-то мотивация действия самого заключенного, само действие, или политическая мотивация в реакции власти.
При этом Amnesty International активно не ведет кампании за освобождения политических заключенных, как она это делает в случае с «узниками совести» — более узко определяемой категорией заключенных. Amnesty International использует термин «политический заключенный» только для определения тех заключенных, для которых она требует быстрого и справедливого суда.
Чаще всего международные правозащитные организации и межправительственные институции, такие, как Международный Красный Крест, ООН, ЕС, в вопросе о том, кто является политическим заключенным, полагаются на мнение вызывающих доверие локальных правозащитных групп.
Некоторые международные организации избегают использовать термин «политический заключенный» в силу его недостаточной объективности. Например, Human Rights Watch в большинстве случае предпочитает в своих кампаниях использовать альтернативный термин «защитник прав человека».
Очень редко отдельные страны требуют признать собственные определения «политического заключенного», хотя добросовестность подобных заявлений вызывает сомнения. Например, только что избранный грузинский парламент освободил 190 заключенных, заявив, что они были посажены в тюрьму под политическим предлогом предыдущим правительством. Этот шаг был воспринят скорее как акт политической расплаты, а не как легитимная амнистия.
В странах, которые отрицают существование политических заключенных, тем не менее существуют очевидные различия между обычными преступниками и людьми, заключенными за преступления, которые рассматриваются как политические. Тюремная амнистия редко распространяется на заключенных, про которых считают, что они были посажены за политические преступления.
В чем разница между политическим заключенным и узником совести?
Согласно Amnesty International, термин «узники совести» подпадает под обозначение «политический заключенного», но он более жестко определен.
Узники совести — это те, кто был заключен в тюрьму или чья свобода была ограничена из-за их политических или религиозных убеждений, этнического происхождения, пола, расы, языка, имущественного положения, сексуальной ориентации или иного статуса.
Люди, которые применяли или поддерживают насилие, даже для защиты своих убеждений, не могут быть названы узниками совести. (В некоторых случаях, применение насилия не препятствует получению статуса политического заключенного, однако это всегда спорные случаи, вызывающие разногласия).
Amnesty International требует, чтобы все узники совести были немедленно и безоговорочно освобождены. С момента своего основания в 1961 году, Amnesty работало над более чем 44,000 случаев и успешно разрешила 40,000 из них.
Сегодня список узников совести Amnesty International включает бывших руководителей ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, участниц группы Pussy Riot Марию Алехину и Надежду Толоконникову, иранского кинорежиссера Джафара Панахи, азербайджанского блогера Каббар Салавана, и узбекских защитников прав человека Алишера Караматова и Азама Фарамонова.
Оригинальный текст на английском языке: Explainer: What Defines A Political Prisoner?. Перевод с английского осуществлен ОВД-Инфо и RFE/RL не несет ответственности за ошибки в русском варианте статьи. Copyright © 2013. RFE/RL, Inc. Reprinted with the permission of Radio Free Europe/Radio Liberty, 1201 Connecticut Ave., N. W. Washington DC 20036.