В Барнауле начинается процесс против оппозиционера Дмитрия Бычкова. Его обвиняют в «призывах к терроризму» за перепост картинки и комментарий «ВКонтакте».
На сегодня в Барнауле назначено начало рассмотрения по существу дела бывшего нацбола Дмитрия Бычкова. Это уже третье уголовное дело против 35-летнего барнаульского оппозиционера и спортсмена.
Бычков работает охранником, добился успехов в гиревом спорте, регби и кудо. В прошлом десятилетии Бычков был видным активистом барнаульского НБП, и в 2009 году для него это вылилось в уголовное дело. Накануне первомайской демонстрации у него «нашли» гранату, некие ультранационалистические листовки (Бычков отрицает, что имеет к ним отношение, подчеркивая, что сам наполовину азербайджанец), и обвинили в «членстве в запрещенной НБП».
Тогда за него заступался Эдуард Лимонов, «Мемориал» признал политзаключенным. История вызвала резонанс, и через два месяца Бычкова выпустили под подписку, а в конце 2010 года дали 2 года 3 месяца условно.
Бычков рассказал ОВД-Инфо, что считает, что барнаульские правоохранители планомерно добиваются его посадки. Например, по его словам, работая охранником в ночном клубе прошлым летом, ему довелось разнимать драку. Участник драки написал на него заявление после беседы в Центре «Э» — так появилось «второе дело Бычкова».
Дело о драке до сих пор не развилось, так как, по словам Бычкова, он успешно прошел детектор лжи, смог отстоять свою версию происшествия на очных ставках.
Третье уголовное дело — за которое его сейчас будут судить — началось для Бычкова 12 февраля 2014 года. Он говорит, что на работе его «брали 15 спецназовцев». Правда, в СИЗО не отправили.
В ряде СМИ утверждается, что Бычкова обвиняют в пропаганде терроризма (ст. 205.2 УК РФ, до 5 лет лишения свободы) за «лайк фотографии патрона „ВКонтакте“». В распоряжении ОВД-Инфо есть материалы «третьего дела Бычкова». Вышеупомянутое — правда, но не вся. Лайк — был, фотография патрона «ВКонтакте» — была. Но еще был комментарий.
В аккаунте Бычкова был сделан перепост из аккаунта Максима Калиниченко (питерского активиста «Русских пробежек», также признанного «Мемориалом» политзеком и также получившего условный срок).
В аккаунте Калиниченко была размещена фотография двух патронов и подпись: «Единственный аргумент, который готова слышать власть. Для остального есть либеральные митинги». Это было перепощено в аккаунт Бычкова с комментарием: «Согласен с Максом, террор должен стать модой среди широких слоев населения». У Бычкова «ВКонтакте» 515 подписчиков.
В материалах дела утверждается, что Бычков сочувствует нацболам, хотя это вряд ли так. По его словам, когда на него заводили дело в 2009 году, уже тогда он взаимодействовал с «Левым фронтом». В нынешнем деле есть показания барнаульских другороссов о том, что Бычков не имеет отношения к их организации. Также другороссы дали показания, что аккаунт «Дмитрий Бычков» «ВКонтакте» управляется Дмитрием Бычковым. Неподдержка его в нынешнем уголовном деле стала одной из причин очередного раскола в «Другой России».
В уголовном деле приводятся и «оперативные данные» о том, что Бычков помогает одному из фигурантов спорного дела «Автономной боевой террористической организации» (см. http://rusplt.ru/society/malenkie_terroristi.html и http://rusplt.ru/society/sud-abto.html). Из этого делается вывод, что Бычков интересуется практикой терроризма.
Обыски по «делу о репосте» прошли не только у самого Бычкова, но даже и у его подруги, школьной учительницы английского Софьи Шипулиной. Как пишут друзья Бычкова, допрос его подруги сопровождался угрозами и оскорблениями.
Видимо, чтобы «заполнить дело», к нему приобщена прослушка телефона Бычкова. В ней нет ничего криминального, зато много матерных слов, которые следователи опубликовали в материалах дела в первозданном виде.
К делу приобщены обращения следствия в центральный офис «ВКонтакте» с запросом данных, запросы в компанию сотовой связи (Бычков выходит в интернет через мобильник), свидетельские показания о том, что Бычков пользуется аккаунтом «Дмитрий Бычков» «ВКонтакте».
Бычков рассказал ОВД-Инфо, что не считает доказанным, что эту запись разместил именно он. Он говорит, что аккаунт создавался, когда он сидел в СИЗО, и к нему имеют доступ разные люди.
Кроме того, Бычков заказал альтернативную экспертизу в московской АНО «Лаборатория прикладной лингвистики». Её эксперты пришли к выводу, что никакого призыва к террору в данном посте не было. Например, потому, что фраза не сформулирована в виде побудительного предложения.
Бычкова по делу допрашивали несколько раз. Каждый раз он говорил о том, что негативно относится к террору, не размещал в Интернете ничего, его оправдывающее, а подробнее свою позицию он изложит позже.