5 октября в Минеральных Водах (Ставропольский край) состоялся народный сход.
Причиной для возмущения местных жителей стало бездействие полиции при расследовании убийства 20 сентября. В тот день в кафе «Евгения» в ходе потасовки местного жителя Романа Савченко дважды ударили бутылкой по голове. Находившиеся там вместе с ним Анатолий Ларионов и Руслан Абдулжалилов отвезли его в больницу, куда вскоре нагрянули, по разным данным, от тридцати до сорока человек во главе с обидчиками и жестоко избили Анатолия Ларионова, который через девять дней после этого скончался (пострадали также Абдулжалилов и медсестра Нина Станка). Среди тех, кого считают причастными к убийству, называют помощника депутата краевой думы от «Единой России», сотрудника или стажера Следственного комитета, казачьего атамана.
Как утверждает местный оппозиционный активист Дмитрий Чернов, один из лидеров организации «Ставропольское вече Руси», включающей в себя представителей примерно 15 местных оппозиционных движений разной направленности из разных городов региона, полиция поначалу вообще не расследовала преступление, уголовное дело было возбуждено только после того, как в сети появилось видео из больницы. Нескольких подозреваемых задержали по горячим следам, но затем отпустили, оштрафовав их на 500 рублей за мелкое хулиганство.
Первый сход в связи с нападением на больницу произошел 27 сентября, когда Ларионов еще находился в коме. По отзывам очевидцев, он прошел мирно. При этом, как рассказал ОВД-Инфо местный оппозиционный активист, член Экспертного совета оппозиции и председатель общественного движения «Вече Минеральных Вод» Михаил Савостин, его пытались не пустить на сход. Сотрудники ГИБДД остановили его машину и проверяли документы, при том что незадолго до этого его уже приговорили к штрафу за неизвестное ему нарушение правил дорожного движения, когда он вернулся домой из Москвы с Марша Мира. Часть собравшихся требовала ответа от полиции, часть — от местных казаков, при этом успокаивал участников схода казачий атаман Евгений Смирнов, который позже был задержан как предполагаемый участник драки (по данным следствия, он нанес Савченко один из ударов бутылкой): он обещал им, что все виновные будут наказаны.
Проведение следующего народного схода местные власти различными способами пытались не допустить. 2 октября глава Минераловодского муниципального района и председатель Минераловодской городской думы Константин Гамаюнов выступил с обращением, в котором заявил, что трагедией пытаются воспользоваться «экстремистски настроенные группировки», «непонятные нам люди», которые планируют «провести разные провокационные мероприятия». Он сказал также, что «по оперативной информации многие вбросы в социальную сеть уже идут из-за океана», и призвал местных жителей не принимать участия в «незаконных мероприятиях». Кроме того, на внеочередном заседании думы он призвал «принять меры к стабилизации сложившейся ситуации в городе и недопущению дальнейших противоправных действий, в том числе несанкционированных публичных массовых мероприятий». Было отменено празднование дня города, намеченное на 4 октября. Есть информация, что сотрудники ФСБ и МВД встречались со студентами как минимум двух учебных заведений Минеральных Вод и угрожали отчислениями.
ФСБ посредством ГИБДДПервые задержания в связи с народным сходом произошли еще накануне схода, 4 октября. Михаил Савостин рассказал ОВД-Инфо, что его задержали в Пятигорске те же люди, которые присутствовали при его задержании после Марша Мира и которых он ошибочно принял за сотрудников ФСБ. В этот раз они предъявили ему удостоверения сотрудников Центра по борьбе с экстремизмом. Савостин был доставлен в Минераловодский городской суд и приговорен к двум суткам ареста по ч. 2 ст. 20.2 КоАП как организатор народного схода. В качестве доказательства была приведена публикация на сайте «Вече МВ» (в судебном постановлении утверждается, что ее сделал Савостин с планшета), где утверждалось, что у схода нет организаторов, а его потенциальных участников призывали быть бдительными и пресекать провокации националистического характера. Савостин пояснил ОВД-Инфо, что организатором схода не являлся, а призывал не разжигать межнациональный конфликт. По его словам, после нападения на больницу «все в городе обозлились на армян и хотят радикально со всеми кавказцами разобраться» (среди подозреваемых в причастности к нападению как минимум четверо — представители армянской диаспоры). Находясь в ИВС, больной сахарным диабетом Савостин объявил голодовку в знак протеста.
Отметим, что случай Савостина — возможно, первый пример применения административного ареста за нарушение организатором правил проведения массового мероприятия (другие примеры ОВД-Инфо пока неизвестны). Арест за статью 20.2 (не считая части 7, которая предполагала арест и раньше) был введен принятым в июле этого года законом об ужесточении наказаний за нарушения в ходе публичных мероприятий.
Савостин рассказал ОВД-Инфо, что в последнее время его проверяют на штрафы, даже если он едет на заднем сидении в чужой машине (самих водителей при этом не проверяют). «Сейчас вынужден выставить свой бизнес на продажу, жить в этом городе полиция не даст», — признается активист.
В тот же день в Ставрополе был задержан лидер местной неоязыческой общины родноверов Яромир Букреев, причем сотрудники ГИБДД дежурили прямо возле его дома и предъявили обвинение в неуплате майского штрафа за нарушение правил дорожного движения. По собственному признанию, Букреев не собирался на народный сход. Однако это не первый случай, когда его задерживают в преддверии массовых протестных акций в регионе. За неделю до нынешнего задержания, как рассказывает Букреев в Facebook, ему звонил человек, представившийся сотрудником Центра «Э», и предлагал встретиться для дачи объяснений по поводу участия в московском Марше Мира, который собеседник Букреева назвал «сборищем нацистов и бандеровцев». Букреев рассказал ОВД-Инфо, что к нему на работу в его отсутствие приходили сотрудники Центра «Э» и говорили его руководству (опять же в связи с поездкой на марш), что Букреев «фашист и бандеровец» и что, выплачивая ему зарплату, «организация тем самым поддерживает бандподполье». В результате Букрееву предложили написать заявление об увольнении по собственному желанию. После задержания Букреев примерно сутки провел в отделе полиции. По его словам, один из сотрудников оскорблял его и заявлял, что если бы Букреев был задержан в его смену, тот отрубил бы ему руку, изжарил и заставил его самого ее съесть. Затем дал ему свой телефон и предложил после освобождения встретиться и подраться. Позднее этот полицейский признался, что его ввели в заблуждение: он считал, что Букреев причастен к убийству Ларионова. Когда же Букреева отвезли в суд, выяснилось, что протокол составлен с ошибками, и судья отказалась рассматривать дело, после чего Букреев был отпущен.
Еще несколько активистов были фактически заблокированы в собственных квартирах. Как рассказал ОВД-Инфо Дмитрий Чернов, активисты понимали, что будут задержания, друзья предупреждали их, что не стоит выходить из дома. По его словам, активист Илья Карцев из Невинномысска «был заблокирован сотрудниками: около его машины крутились, и если бы он вышел из дома, к нему подошли бы, проверили бы штраф, и он поехал бы на сутки». Сам Чернов сидел дома больше суток: «дежурство» возле его дома началось с вечера субботы и завершилось поздно ночью в воскресенье. Чернов посчитал, что «нет никакого смысла выходить и потом героически писать „Меня закрыли“, чтобы потом говорили „Да они просто пиарятся“, — не тот возраст уже». То же самое произошло и с активистом Станиславом Богуславским из Пятигорска: «На выходе из дома стояли оперативники Центра по борьбе с экстремизмом и гаишники», — рассказывает Чернов. По его словам, технология задержания активистов с помощью сотрудников ГИБДД и раньше использовалась в регионе: такое случалось в преддверии «Русских маршей», других акций протеста. Неоплаченные штрафы за нарушение ПДД удобно использовать как повод для задержания, по словам Чернова, еще и потому, что, «как правило, надлежащим образом о штрафах никого не уведомляют», хотя по закону должны, так что человек может и не знать заранее, что ему нужно оплатить штраф. «А если идешь пешком, ППСников используют, патрулирование: „Здравствуйте, вы похожи по ориентировке“, — тут же проверяют тебя на штраф и привлекают».
Сход все же состоялся, на улицу вышли, по разным данным, от 400 до тысячи человек. Как сообщала в блоге местная активистка Оксана Борисова, известная как Оксана Вёльва, в ответ были приняты беспрецедентные меры безопасности: выставлены «космонавты», перекрыты въезды в город. По словам Чернова, «для Минеральных Вод, вообще для Ставропольского края „космонавты“ со щитами — это дикость несусветная. И более того, страха перед ними никакого не было, наоборот — было презрение: люди в них плевали, кричали „Танки введите! Расстреляйте всех!“».
В день схода появились сообщения о задержаниях. В ГУВД Ставропольского края заявляли о составлении «ряда административных протоколов», однако никакой точной информации о числе задержанных не было. По словам Чернова, задержаны скорее всего были «случайные люди», не являющиеся постоянными участниками протестных акций. Точно известно, что были задержаны подростки и, возможно, один нетрезвый взрослый. Чернов полагает, что «остальных не решились задерживать, потому что толпа была крайне агрессивно настроена. Не пошли на конфликт, потому что если бы они начали задерживать людей, их просто там начали бы рвать. Их остановило только то, что это вызвало бы обратную агрессию. Они никого этим не запугали бы. Возможно, они сейчас еще на кого-то составят какие-то протоколы-штрафы. Но город у нас небольшой, я кого ни спрошу, мне говорят, что о задержанных информации нет — скорее всего они просто наврали, что на кого-то составят протокол». После того, как сход прошел, блог Оксаны Вёльвы оказался заблокирован на территории Невинномысска и в других местах.
В настоящее время под стражей находится 21 подозреваемый в причастности к драке в больнице, шестеро из них арестованы, двоим предъявлены обвинения в убийстве, еще одиннадцать человек объявлены в розыск. Кроме того, отправлены в отставку начальник ОВД Минераловодского района Сергей Грачев и трое его заместителей, уволены по собственному желанию глава администрации города Иван Остапенко, сити-менеджер Александр Шиянов и глава муниципального района и председатель гордумы Константин Гамаюнов. Отстранен от должности первый заместитель главы администрации города Железноводска Николай Бондаренко, который, по данным следствия, был в кафе «Евгения» за одним столом с людьми, бившими Романа Савченко бутылками по голове. «В принципе, все требования протестующих выполнены», — говорит Дмитрий Чернов.
По его словам, «плохо себя чувствует» начальник ГУВД Ставропольского края Александр Олдак: помимо истории с дракой в больнице, на его счету скандальная история с убийством в Невинномысске в декабре 2012 года: подозреваемые в убийстве скрылись за рубежом, а местные жители считают, что до этого полиция их отпустила. Кроме того, на днях в Ессентуках из-под полицейского конвоя сбежали двое заключенных — как утверждают активисты, именно они ранее признавались в том, что совершали преступления по заказу депутата краевой Думы Айдына Ширинова — того самого депутата, чей помощник Андраник Цаканян называется в числе подозреваемых в убийстве Ларионова (при том что к тому моменту он уже находился в федеральном розыске).
На 12 октября назначен очередной народный сход.