За минувшие месяцы в Москве было сорвано несколько турниров по недавно появившемуся виду спорта — ножевому бою. ОВД-Инфо разбирался в причинах повышенного интереса оперативников к резиновым ножам, когда они попадают в руки к левым или националистам.
Левые в «Лихоборах»
28 июня один из участников ОВД-Инфо посетил турнир «левых ножевиков». Присутствовало человек сорок, организаторами был снят небольшой зал в советского вида спорткомплексе «Лихоборы» на севере Москвы. Ничего похожего на «экстремистскую символику» у участников мероприятия не было, как и вообще каких-либо политических речей.
Для зрителей прошел ознакомительный семинар о том, что такое ножевой бой. Два десятка участников были разбиты на пять отборочных групп, далее бои должны были идти по системе плей-офф. Посоревноваться успели участники трех групп из пяти.
Вскоре из окна была замечена машина оперативников в штатском, а одного сотрудника Центра «Э» видели прямо в здании. Организаторы не сориентировались, и «эвакуация» началась, когда к спорткомплексу подъехало несколько полицейских машин и автобус с ОМОНом, а единственный известный участникам турнира выход из здания был заблокирован.
ОМОН с дикими криками заставил повернуться лицом к стене, руки также положить на стену и расставить ноги — происходящее напоминало телесюжет криминальной хроники о задержании участников воровской сходки. На ОМОНовцах были жетоны, но номера на них было нереально разглядеть в полутемном фойе здания спорткомплекса. Оперативники в штатском не представлялись.
Агрессивно вел себя только один оперативник, кричавший и оскорблявший задержанных. Он сосредоточился на двух молодых ребятах не из России. Сначала полицейские обрадовались, предполагая, что они — украинцы, но когда они оказались «всего-то» белорусами, интерес к ним угас.
С остальными полицейские вели себя относительно корректно (если забыть о полном отсутствии мотива задержания). Например, не давали ОМОНовцам лазать по карманам, обыскиваемые сами выкладывали на пол личные вещи. После обыска задержанных снимали на камеру и расспрашивали о том, кто как оказался в «Лихоборах». Оперативники не сильно углублялись в допросы — было видно, что они хотели побыстрее завершить эту процедуру.
Тех, у кого не было паспортов, повезли в местный ОВД брать отпечатки пальцев — с абсурдным объяснением, что они якобы подозреваются в поножовщине, произошедшей незадолго до проведения турнира в этом районе.
После допроса задержанным предлагали уходить из спорткомплекса. Оперативники не вернули ряд личных вещей задержанных — баллончики и складные ножи, — но никто не протестовал: посетителям турнира в такой обстановке не хотелось находиться ни секунды дольше.
«Целью налета было просто сорвать мероприятие и сделать отчет, что вот, мол, мы работаем и не даем развиваться „экстремистским“ движениям, — заявил ОВД-Инфо один из организаторов турнира. — Такой вывод я делаю исходя из того, что мусора просто всех переписали и отпустили, никаких больше действий с их стороны не было. Налеты устраивают не только на спортивные турниры, но и на культурные мероприятия, организованные анархистами. В последнее время у ментов это становится повседневной практикой».
По его словам, целью проведения турнира по ножевому бою для левых активистов была «популяризация спорта и здорового образа жизни среди адептов антиавторитарных идей, а также продвижение этих самых идей среди спортсменов».
Казачий ножевой бой
Лидер ультраправого объединения «Русские» Дмитрий Демушкин также увлекается ножевым боем: для него это — фитнес, хобби и бизнес. Он руководит клубом «Казачий ножевой бой». В разговоре с ОВД-Инфо Демушкин отметил, что его ножевые мероприятия посещают не только националисты: участвуют и кавказцы, и даже люди левых взглядов. В подтверждение своих слов Демушкин приводит фотографию с одного из турниров, где в числе задержанных оказался китаец, сфотографировавшийся с ним в автозаке.
Ножевые турниры националистам срывают не из-за специфического интереса правоохранителей к соревнованиям на резиновых ножах, а, по словам Демушкина, из-за его конфликта с Управлением защиты конституционного строя ФСБ. Осенью 2014 года его попросили «отложить на год» «Русский марш» «в связи с непростой ситуацией по Украине». Демушкин, по его словам, в ответ предложил на год закрыть ФСБ. Он считает, что с ним проводят «воспитательную работу».
«Воспитательная работа» стартовала в начале весны: дома у Демушкина прошел обыск, на который пригласили съемочную группу НТВ. В присутствии телевизионщиков Демушкину на штаны налили воду, они же потом отсняли, как националист лежит в мокрых штанах.
20 апреля Демушина с соратниками задержали на закрытой вечеринке в клубе Seven. По версии правоохранителей, они праздновали день рождения Гитлера. Демушкин это отрицает — хотя мероприятие проходило действительно в день рождения немецкого фюрера и, кроме того, в помещении, в котором ранее неоднократно играли ультраправые музыканты. Задержанных на вечеринке почти сутки продержали в полиции.
25 апреля Демушкину выдали разрешение на проведение акции первого мая, а 27 апреля арестовали на 8 суток — якобы, он ругался матом, когда ОМОН проводил задержания в клубе Seven. Мэрия отозвала заявку на первомайское шествие националистов. Далее мэрия не согласовала националистам акцию 25 июля, а Демушкина задерживали в этот же день на одиночном пикете.
«Многие спецназовцы меня уже по многу раз задерживали. Они говорят — ну, ты все знаешь. Давай, в привычную позу падай. Я их в масках по именам узнаю», — рассказывает он.
С конца весны Демушкину сорвали и три ножевых турнира.
29 мая его команду из 27 человек не допустили на турнир «Штурма» — одной из федераций, устраивающей соревнования по ножевому бою. Демушкин считает, что это произошло из-за давления правоохранителей на организаторов: в его команде были все действующие чемпионы «Штурма».
14 июня на турнире «Казачьего ножевого боя» в клубе Olympic Fitness было задержано полсотни участников из восьми школ. 12 июля 30 человек были задержаны на закрытом турнире его клуба в лесу.
По словам Демушкина, задержания мотивируют «поиском людей, находящихся в федеральном розыске», а потом никак не оформляют. В ОВД задержанных принуждают к дактилоскопии, шантажируя тем, что не вернут личные вещи в случае отказа. Демушкин говорит, что на мероприятиях, где проходили задержания, присутствовали и сотрудники силовых структур — в качестве участников. Своих коллег ОМОН и ФСБ не задерживали.
Спорт коротких клинков
Ножевой бой — вид спорта, активно развивающийся в России с прошлого десятилетия. Толчком к его появлению послужила либерализация законодательства о холодном оружии — когда была отменена уголовная ответственность за его ношение. Сейчас в России можно носить любой нож любых габаритов.
Эта уголовная статья была крайне коррупционной — потому что в России запутанная система характеристик холодного оружия. Сейчас существуют сразу две федерации, проводящие соревнования по ножевому бою и признаваемые Министерством спорта — признание Минспорта получают только достаточно крупные структуры. Соревнования по ножевому бою проводились даже на Красной площади.
Ведущие московские клубы ножевого боя — СПАС и «Толпар» — никакого отношения к политике не имеют.
Как рассказал ОВД-Инфо один из инструкторов ножевого боя, подавляющее большинство занимающихся этим видом спорта — «социально адаптированные», не представляющие ни для кого угрозы офисные работники. Ножевой бой для них примерно такой же признак маскулинности, как большой бицепс или мотоцикл Harley Davidson. Подавляющее большинство убийств совершается не ножами за 200 долларов, которые покупают себе любители ножевого боя, а кухонными за 200 рублей и людьми, никогда этому специально не учившимися.
Антиэкстремистское законодательство регламентирует все больше разных сфер жизни, но запрет на проведение турниров по любому виду спорта для людей с радикальными взглядами оно пока не предполагает. Впрочем, и борцы с экстремизмом не стремятся к какому-либо адекватному обоснованию своих действий.