23 октября в Челябинске сотрудники ФСБ задержали Амира Гилязова. У Амира тяжелое генетическое заболевание, он практически не может передвигаться без посторонней помощи. Сейчас он находится в медицинской части челябинского СИЗО.
К Гилязовым пришли в 8 утра. Старший сын подошел к двери первым и попросил сотрудников правоохранительных органов подождать, пока мать оденется после сна. Затем в квартиру ворвались 15 человек, двое из них были в масках. «Гилязов Амир — где он?» — спросил кто-то из силовиков. Айгуль указала на мужа: «Вот он лежит, больной человек. А вы представьтесь сначала, снимите обувь, выйдите и зайдите нормально». В ответ Гилязовой нагрубили.
Затем она попросила все-таки показать документы. Ей ответили, что постановление на обыск сейчас принесут. «Ну когда принесут, тогда и зайдете», — откликнулась Айгуль, но силовики остались в квартире. Минут через десять пришел человек, представившийся следователем ФСБ Алексеем Леонидовичем Глобой. Он продемонстрировал постановление. Насколько Айгуль успела понять, обыск был связан с видео, посвященным освобождению члена партии «Хизб ут-Тахрир» из колонии. Некий свидетель рассказал, что около семи лет назад Амир Гилязов якобы смонтировал этот ролик и выложил на Youtube.
По словам Айгуль, силовики кидали на пол вещи, которые они находили в доме, а потом ходили по ним в обуви. Женщина попросила копию постановления об обыске, но следователь ответил, что не даст ее. Он оставил Гилязовой номер телефона, предложив позвонить потом и все обсудить, сказав, что они встретятся еще не один раз.
«Муж разнервничался, у него пошла кровь изо рта. Я вызвала скорую, приехали врачи, говорят: „Мы его забираем“. Мы его одели, и я попросила старшего сына поехать вместе с отцом в больницу. Несколько сотрудников ФСБ поехали за скорой. Минут через 40 они привезли мужа обратно. Я полагаю, что ФСБ попросили врача дать справку, что муж мой здоров. Поэтому его и привезли обратно, хотя он очень плохо себя чувствовал. Он еле дышал, мы положили его на кровать», — рассказывает Айгуль.
Пока Амира Гилязова возили на скорой и обратно, младший сын Гилязовых попытался снять происходящее на видеокамеру. Это заметил один из сотрудников ФСБ, он подошел к подростку и попытался отобрать камеру. По словам Айгуль, ей показалось, что мужчина вот-вот ударит ее сына, поэтому она закрыла ребенка собой.
После окончания обыска сотрудники ФСБ сами подняли Гилязова и стали одевать его. Они попросили Айгуль помочь им это сделать, но она ответила, что не станет помогать: «Вы пришли не с добром, и если что-то случится с ним, вы будете в этом виноваты. Я не буду в этом участвовать». Тогда силовики спросили, не жалко ли жене своего мужа. Потом, поняв, что женщина не поможет, они попросили об этом младшего сына.
Как рассказывает Айгуль Гилязова, Амир тяжело болен:
У него очень сложное редкое заболевание — миопатия Дюшенна, это полная атрофия мышц. Ему 46 лет, а весит он 40 килограмм, человек полностью сухой. Он сам не может передвигаться. Чтобы хоть на метр сдвинуться на коляске, ему нужна идеальная поверхность и пространство. У него руки сами не поднимаются, ноги сами не поднимаются, он сидит, вот, упор на ягодицы, и все. Первая группа инвалидности. Он инвалид с детства.
24 октября женщина стала звонить следователю Алексею Леонидовичу, но он не брал трубку. Затем она поехала в Следственный комитет, так как сотрудники ФСБ, забиравшие ее мужа, сказали, что повезут его туда. Но оказалось, что в Следственном комитете ничего не знают. Гилязова пошла в прокуратуру, но никакой информации не удалось узнать и там. По поводу нарушений во время обыска предложили написать официальную жалобу. После этого Айгуль смогла дозвониться в УФСБ, там ответили, что Амир находится в СИЗО № 1. Гилязова поехала в изолятор, но не успела на прием.
25 октября женщина снова отправилась в СИЗО. Ей удалось узнать, что ее муж действительно в медицинской части изолятора. На вопрос, в каком статусе находится Амир, сотрудники СИЗО отвечать отказались.
Был ли у Гилязова суд по мере пресечения и почему его отправили в СИЗО, также не ясно. По словам его жены, без ее помощи Амир просто не выживет:
Он жив, потому что я его держу в тепличных условиях — никакого сквозняка, все по режиму. Если это не соблюдать, ему будет очень плохо. Сейчас в СИЗО что он делает? Не может удержаться даже на унитазе, как он свою нужду справляет, как он ест, кто его кормит?