С 6 по 12 декабря в Москве и Санкт-Петербурге пройдет фестиваль документального кино «Артдокфест». Но все фильмы, участвующие в основной конкурсной программе, в этом году можно было увидеть только в Риге. Татьяна Кулланда рассказывает, как и почему крупнейший документальный кинофестиваль страны оказался одной ногой за границей.
Что не покажут по телевизору
Фестиваль «Артдокфест» вырос из премии в области кинодокументалистики «Лавровая ветвь». В 2005 году фильмы, вошедшие в шорт-листы в разных номинациях, отдельно показали для публики. На следующий год прошел показ только тех картин, которые не выходили телевизионный прокат, а в 2007 году от этого проекта отпочковался отдельный фестиваль. Возглавил его режиссер и продюсер Виталий Манский, который был в свое время и одним из инициаторов создания «Лавровой ветви».
По мысли создателей, «Артдокфест» должен был стать площадкой для неформатных фильмов, которые не показывают на современном телевидении. Неофициальным символом «Артдокфеста» стал перечеркнутый телевизор.
«Мы этот фестиваль придумали как некую провокацию, цель которой — заявить: документальное кино живо и будет жить только до тех пор, пока будет оставаться искусством. Потому что как только оно превратится в товар, этот товар скоро испортится и исчезнет», — говорил Манский в 2007 году.
Главный приз первого фестиваля получила картина Светланы Федоровой «Не страшно» о встрече бывших мужа и жены, живущих с ВИЧ-инфекцией. Всего в рамках «Артдокфеста» был показан 21 фильм. Уже через год в разные программы фестиваля вошли 69 фильмов, гран-при достался «Следующему воскресенью» Олега Морозова — хронике вымирания села в Калининградской области.
На протяжении следующих десяти лет главные награды «Артдокфеста» получали картины из Дании, Казахстана, Франции, Швеции — в программу фестиваля принимаются документальные фильмы, снятые в любой стране на русском языке. В разные годы здесь показывали фильмы, посвященные в том числе «неудобным» для власти темам: проблемам Сочинской олимпиады, конфликтам на Украине, работе правозащитников в Чечне.
Культура и Крым
5 марта 2014 года, после ввода российских войск в Крым, украинские кинематографисты направили российским коллегам открытое письмо. В нем говорилось об опасности пропагандистских мифов российских СМИ, представляющих Майдан собранием националистов.
Ответа они получили сразу два. Первый был составлен в «КиноСоюзе» — организации, созданной в 2010 году в качестве альтернативы официозному «Союзу кинематографистов». Одним из главных инициаторов этого ответа был Виталий Манский.
В письме говорилось о неприятии «российской военной интервенции в Украину», подписали его больше двухсот человек, в том числе Лия Ахеджакова, Эльдар Рязанов, Андрей Смирнов и Виталий Манский.
Ответ секретариата «Союза кинематографистов» был куда более пространным. В письме отмечалось, что организация выступает за «добрососедские взаимоотношения» между странами, но не может «согласиться с тем, что „площадь“ решает судьбу дорогой нам страны».
В тот же день было опубликовано заявление российских деятелей культуры в поддержку «позиции Президента Российской Федерации по Украине и Крыму». Письмо собрало более 500 подписей, его создание инициировал министр культуры Владимир Мединский.
Именно с появлением первого, неудобного для власти письма Виталий Манский позже связывал специальное отношение к нему министра культуры. В полной мере оно проявилось осенью 2014 года.
Конфликт с министром культуры
В июне 2014 года министерство культуры отказало в софинансировании фильму Манского «Родные», рассказывающему о ситуации на Украине через призму истории семьи документалиста. При этом в мае экспертный совет Минкульта проголосовал за поддержку картины.
Как написал в фейсбуке режиссер, решение об отказе принимал лично Владимир Мединский. Минкульт в ответ пояснил, что результаты голосования экспертов носят лишь рекомендательный характер, а проект отклонили из-за сложной ситуации на Украине. В министерстве сказали, что не могут выделять бюджетные средства без гарантии, что картину получится снять.
Вскоре выяснилось, что проблемы с финансированием из бюджета могут возникнуть и у «Артдокфеста». Министерство не давало ответа на заявку о финансировании, в которой фестиваль просил миллион рублей. В конце августа организаторам «Артдокфеста» пришлось объявить сбор средств на краудфандинговой платформе «Планета».
В конце осени этого же года Мединский снял неопределенность в отношениях фестиваля со своим ведомством. «Ни один проект Манского, в том числе и „Артдокфест“, не получит никогда никаких денег, пока я являюсь министром культуры», — заявил он. Мединский пояснил, что Манский «наговорил столько антигосударственных вещей», что вообще не имеет права просить денег из бюджета.
Несмотря на отсутствие государственного софинансирования, фестиваль состоялся — и впервые проходил сразу в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Риге. Тогда в рамках Рижского международного фестиваля (Riga IFF) показали несколько фильмов из программы «Артдокфеста» 2013 и 2014 годов.
Новые правила
Отсутствие бюджетного софинансирования стало не единственной сложностью «Артдокфеста» в 2014 году. В июле в силу вступили две поправки в российские законы, которые сильно изменили правила в киноиндустрии. Во-первых, был принят так называемый «закон о мате», который запретил нецензурные выражения в кино. Во-вторых, введены крупные штрафы за показ фильмов без прокатного удостоверения — документа, который выдает Минкульт.
Летом 2018 года в России приняли еще один закон, ужесточающий правила проведения кинофестивалей. После критики представителей киноиндустрии его смягчили, отменив требование иметь конкурсную программу и жюри, чтобы показывать иностранные фильмы без прокатного удостоверения. Необходимость утверждать кинофестивали в министерстве культуры при этом осталась.
Нововведения серьезно осложнили жизнь всех независимых кинофестивалей, в том числе и «Артдокфеста». Виталий Манский не раз говорил, что закон о запрете мата сложно выполнить в случае с документальным кино, фиксирующим живую речь, а правило о прокатных удостоверениях превращается в очередной инструмент давления.
Кинозал как поле битвы
Вероятно, с самыми большими сложностями фестиваль столкнулся в 2017 году. Еще до начала «Артдокфеста» вице-спикер Госдумы и телеведущий Петр Толстой направил в Генпрокуратуру запрос по поводу картины «Война ради мира» Евгения Титаренко. Поводом стало то, что режиссер был добровольцем украинской медицинской части запрещенного в России «Правого сектора».
В СМИ развернулась кампания против фильма — которого, как отмечал Манский, никто из критиков не видел. В результате руководство фестиваля сначала перенесло показ «Войны ради мира» в Чешский культурный центр, а затем и совсем отменило.
К этому моменту кинокомпания «Каро» отказалась показывать фильм «Мустафа» украинского режиссера Эрнеса Сарыхалилова о лидере крымских татар. Показ отменили за несколько часов до начала, не объяснив причины.
Через три дня активисты движения SERB сорвали показ картины «Полет пули» Беаты Бубенец о войне на Донбассе. Несколько из них ворвались в зал и закрыли луч проектора, а другие разбрызгали рядом с экраном какую-то едкую жидкость. Активисты угрожали «выкинуть» зрителей «со второго этажа», а одна посетительница рассказала, что ее ударили по голове.
В апреле 2018 года «Артдокфест» оштрафовали на 100 тысяч рублей за показ «Полета пули» без прокатного удостоверения.
«Артдокфест» в Риге
Провести часть фестиваля в Риге его организаторы решили еще до выступления министра Мединского, которое фактически перекрыло не только государственное финансирование «Артдокфеста», но и поддержку проекта из любых лояльных государству источников. Уже в 2014 году Манский говорил, что около 40 процентов фестивальной программы подпадают под те или иные российские прокатные ограничения и допускал возможность, что Рига со временем станет главным местом проведения фестиваля.
В мае 2018 года Владимира Мединского переназначили на пост министра культуры. После этого дирекция «Артдокфеста» заявила о переносе всей конкурсной программы фестиваля в Латвию, напомнив о срыве российских показов и прокурорских проверках. Еще одной причиной переезда стал отказ многих украинских режиссеров показывать свои фильмы в России — в 2018 году в основную программу «Артдокфеста» вошли сразу три таких картины.
Рижская часть фестиваля прошла с 19 по 23 октября — в Латвии показали конкурсную программу целиком. В России, как рассказал ОВД-Инфо Виталий Манский, точно покажут те фильмы, у которых к этому моменту будут прокатные удостоверения. Пока что в Москве билеты можно купить билеты на 13 из 21-го фильма основной конкурсной программы.
«Артдокфест» продлится с 6 по 12 декабря, в последний день его работы в Москве объявят лауреатов конкурса.