Законодательство не запрещает фото- и видеосъемку судебных приставов, полицейских или сотрудников Росгвардии — скорее наоборот, граждане имеют право фиксировать их действия. Это не мешает правоохранителям задерживать и избивать тех, кто фотографирует, угрожать им или вызывать на допросы. ОВД-Инфо собрал наиболее яркие из известных нам подобных случаев.
Инстаграм-сторис с полицейским
В Алтайском крае 16-летний активист «Протестного Бийска» Максим Неверов опубликовал в инстаграме сторис (фото- или видеопубликация, которая автоматически удаляется через 24 часа), главным героем которого стал полицейский. На видео школьник просил сотрудника полиции уступить пожилой женщине место в общественном транспорте. За это, по словам Неверова, его вызвали на допрос в Следственный комитет. Следователь рассказал школьнику, что полицейский написал заявление и «дал наводку на видео».
Фотография Окопного
Активист «бессрочного протеста» и администратор телеграм-канала «Протестный МГУ» Дмитрий Иванов попытался сфотографировать сотрудника Центра «Э» Алексея Окопного во время народного схода против войны и насилия силовиков 16 декабря. За это активиста задержали. В автозаке Иванова несколько раз обыскали, а потом дактилоскопировали и раздели. Окопный угрожал молодому человеку изнасилованием. «У тебя гондоны есть? — спросил Окопный у мента с шокером. — Натягивай на дубинку, разработаем ему там. Или у тебя уже?» — рассказывал ОВД-Инфо активист. Затем Иванова избили и сломали ему телефон.
Перцовый баллон и госпитализация
Шахназ Шитик сфотографировала сотрудника Росгвардии во время акции «Против пенсионного грабежа» 16 сентября. За это ее пытались задержать сотрудники ОМОН, но другим участникам митинга удалось им помешать. При этом женщине распылили в лицо перцовый баллон и наступили на грудь. Шитик доставили в Мариинскую больницу, где полицейские попытались снова ее задержать. Правоохранители дежурили возле палаты активистки и не реагировали на просьбы врачей удалиться. Когда Шитик вышла на улицу, ее все же задержали и силой посадили в полицейскую машину, после чего женщину снова пришлось госпитализировать.
Всевышний свидетель
Марата Исмаилова задержали перед началом митинга против изменений генплана Каспийска и удерживали в отделе полиции в течение всего мероприятия. По дороге в отдел Исмаилов сфотографировал полицейского, опасаясь провокации с его стороны. Правоохранителю это не понравилось, и он стал угрожать задержанному. «Один из сотрудников буквально заявил: „Ты меня услышал? Я тебе говорю, не дай Аллах, Всевышний свидетель, если моя фотография где-нибудь вылезет <…> я тебя потушу в этом городе. Я тебе ещё раз говорю, я тебя ослеплю в этом городе, ты у меня будешь немой и глухой ходить“», — рассказывал активист «Черновику». Исмаилов обратился в УСБ МВД с заявлением об угрозах причинения тяжкого вреда здоровью со стороны полицейского (ч. 1 ст. 119 УК).
Автозак и судебный пристав
Юрист фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак прилетел из Сыктывкара в Комсомольск-на-Амуре, чтобы защищать в суде Дмитрия Резниченко. Перед зданием суда Мезак попытался сфотографировать автозак, но пристав стал препятствовать съемке, хватать мужчин руками и материться. Тогда Резниченко начал снимать действия пристава на камеру. После этого мужчин увели в служебное помещение суда и продержали там больше шести часов. На них составили протоколы по статьям 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава) и 17.8 КоАП (воспрепятствование законной деятельности должностного лица). Судебное заседание, на которое Мезак летел через всю страну, прошло без его участия.
Человек в гражданском
Активисты «Левого блока» Виктория Арефьева, Федор Шуткин и Александр Максимов гуляли по Петербургу, когда к ним подъехала полицейская машина. Правоохранители сообщили молодым людям, что явились по вызову о том, что «двое парней и девушка хотят устроить несанкционированную акцию». Затем к активистам подошел человек в гражданской одежде, который представился сотрудником Следственного комитета. Он отказался назвать фамилию и предъявить документы, сославшись на некий «пункт девять», запрещающий ему разглашать свои данные. Активисты сфотографировали неизвестного, в ответ на это он попытался их задержать. При этом мужчина хватал молодых людей за руки и угрожал «принципиально отвезти в СК и закрыть». Неизвестный удерживал активистов до тех пор, пока им не удалось договориться об удалении фотографий.
Нарушение ППС и стопка ориентировок
В единый день голосования 9 сентября общественный деятель из Екатеринбурга Вячеслав Башков сфотографировал двух полицейских, нарушающих, по его словам, устав ППС во время голосования. Оказалось, что это были сотрудники уголовного розыска УМВД по Екатеринбургу. Один из них стал угрожать Башкову задержанием, в случае если тот не предъявит документы. Основанием полицейский назвал стопку ориентировок на своем столе. «Сошлись на том, что покажу паспорт в холле школы, где проходная (и видеонаблюдение). Не знаю, дойду ли теперь до дома», — говорил Башков изданию 7×7.