В начале января в Перми на сторонника Алексея Навального возбудили уголовное дело о хулиганстве. Поводом послужили две акции, в которых использовались изображения Владимира Путина. 11 января стало известно, что фигурантами по делу проходят еще два активиста. ОВД-Инфо вспомнил несколько историй давления из-за упоминания президента или использования его образа на публичных мероприятиях.
«Военный преступник Пыня» и уголовное дело
В ноябре 2018 года в Перми неизвестные установили на столбе манекен в тюремной робе, с лицом Владимира Путина и надписью «Военный преступник Пыня». Позже в городе прошла еще одна похожая акция. Ее авторы повесили на уличную елку изображение лица Путина, а под него положили дырявые коробки с надписями «НДС 20 процентов» и «налог на самозанятость». 3 января полицейские задержали Александра Шабарчина, провели у него дома обыск и изъяли технику. В отношении активиста возбудили уголовное дело о хулиганстве по предварительному сговору (ч. 2 ст. 213 УК). Сам активист отрицает свою причастность к акциям. Сейчас он под подпиской о невыезде.
11 января проект «Апология протеста» сообщил, что фигурантами дела стали еще два человека — Данила Васильев и Александр Котов (фамилия изменена по его просьбе). У них тоже прошли обыски.
Путин едет на пенсионерах
В сентябре группа петербуржцев провела перформанс «Путин едет на пенсионерах». Загримированные под стариков активисты везли в продуктовой тележке человека в маске Владимира Путина. После этого одну из участниц акции Шахназ Шитик арестовали на 20 суток по статье о повторном нарушении правил акции.
Женщину задержали, когда она выходила из больницы. Там ее двое суток караулили несколько сотрудников полиции, которые не покидали медицинское учреждение, несмотря на просьбы врачей. После задержания Шитик оставили на ночь в отделе полиции и отказались госпитализировать
Решение об аресте суд вынес без учета состояния здоровья Шитик. Перед доставлением женщины в спецприемник врачи не стали даже измерять у нее давление и вручили полицейским справку о том, что ее можно поместить под арест. Сопровождавший активистку полицейский по дороге ей угрожал: «Долбанем и выкинем в канаву».
Девять стадий разложения вождя
Во время первомайского шествия в Петербурге активистка и общественная защитница Варя Михайлова шла в колонне Партии мертвых и несла картину «Девять стадий разложения вождя».
«Ко мне подскочил уполномоченный от Комитета по законности, стал спрашивать, согласован ли мой плакат, потом ушел куда-то и вернулся уже с ментами. А потом я оказалась в 28 отделении полиции с той самой рецидивистской статьей. <…> После Первомая меня много спрашивали, чего я ждала, если потащилась с таким плакатом», — писала активистка у себя в фейсбуке.
Суд оштрафовал Михайлову на 160 тысяч рублей по статье о повторном нарушении порядка проведения акции. Саму картину судья постановила уничтожить.
«Путин — вор»
В Сарапуле (Удмуртия) на организатора акции против пенсионной реформы Руслана Тимуршина составили протокол за то, что он не прекратил выкрик «Путин — вор» во время мероприятия. Сама фраза в протоколе названа «публичными высказываниями-клеветой».
В Москве суд оштрафовал организаторов митинга против пенсионной реформы Сергея Бойко, Михаила Чичкова, а также выступавшего на акции Олега Степанова на 10 тысяч рублей каждого. В протоколе, который составили задержавшие Бойко полицейские, сказано, что он «допустил нарушение порядка проведения мероприятия, выразившееся в непринятии мер к прекращению нарушения порядка проведения мероприятия со стороны его участника, выступавшего со сцены, при этом выкрикивая лозунги: „Путин — вор!“, не соответствующие заявленной тематике проводимого мероприятия». Речь идет о выступлении Степанова на митинге.
«Путин — хуйло» и наркодиспансер
Жительница Москвы Елена Козлова 1 июля 2018 года стояла в одиночном пикете на Красной площади с плакатами «Свободу Олегу Сенцову» и «Путин — хуйло». Правоохранители задержали ее и отвезли в отдел полиции. Там, по словам женщины, ее называли «тупой мразью», били и приковывали наручниками к скамейке. После этого Козлову повезли в больницу «сдавать кровь», но привезли в наркодиспансер и госпитализировали.
Маска Путина, угрозы и политубежище
Активист «Открытой России» из Чувашии Сергей Ельмаков на московском митинге «За свободный интернет» в августе 2017 года был в маске с лицом Владимира Путина. За это его оштрафовали на 10 тысяч рублей. Затем, по словам Ельмакова, ему начали присылать сообщения с угрозами с неизвестных номеров: «Угрозы весьма существенные, которые касались моей семьи и меня лично. Угрозы, касающиеся моего активного участия в оппозиции. Некоторых деталей я и сейчас не могу объявить открыто, так как опасаюсь мести силовых структур в отношении моих родственников». Позже активист покинул Россию и получил политическое убежище во Франции.
Динар Идрисов, правозащитник, руководитель «Руси сидящей» в Петербурге:
Существует тенденция на жесткий прессинг за использование лица Владимира Путина в публичных акциях. Участников таких акций привлекают по беспределу и дают им максимальные наказания. По административке жестят потому, что сфабриковать эти дела очень просто, ответственности за это никакой никто не понесет, несмотря на существование статьи 303 УК (фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности). Случаев, когда кого-то из полицейских привлекали по этой статье, по всей стране наберется очень мало.
К делу Шахназ Шитик были подключены опера, которые работают по уголовке — управление Центра противодействию экстремизму, оно работает с ФСБ. С чего они вдруг работали по флэшмобщикам? В судебном постановлении у Шахназ была забавная фраза: «присутствие человека с лицом, похожим на лицо президента РФ», именно так. Но какое «лицо» может быть у должностного лица, простите за тавтологию?
Есть некая охранительная установка о том, что если «беспокоят» первое лицо, нужно мочить по полной. Я думаю, это реакция снизу, желание выслужиться.
С уголовным процессом несколько сложнее. Если состава преступления нет совсем, то натягивать там бессмысленно, дело развалится. Что касается уголовного дела в Перми — думаю, Пермь просто пытается сильно выделиться. Возможно, там произошли какие-то кадровые назначения.