ОВД-Инфо известно как минимум о трех автозаках, где у задержанных во время акций 27 июля и 10 августа в Москве забирали телефоны. Задержанные не могли связаться с родственниками и знакомыми, обратиться в ОВД-Инфо, чтобы адвокат сразу поехал в отдел, в который их везут.
— Я не могла дозвониться до задержанных, которых повезли в ОВД «Соколиная гора» [10 августа]: сразу после задержания их телефоны не отвечали. Отдельная история была со входом в ОВД, мне пришлось поднимать кипиш. Когда я попала в ОВД, мне рассказали, что телефоны вместе с личными вещами у всех отняли [силовики], сопровождавшие в автозаке, — рассказывает адвокат Мария Эйсмонт.
Сумки задержанных лежали в дежурной части. Сотрудники ОВД до этих вещей не дотрагивались, но и не отдавали их. Эйсмонт спросила, на каком основании это делается, на что начальник ОВД ответил:
— Не волнуйтесь! Не мы их забирали, мы все отдадим.
По словам Эйсмонт, она боялась, что может приехать Следственный комитет (СК) и изъять телефоны в рамках расследования уголовного дела о «массовых беспорядках 27 июля». Но СК не приехал, и, видимо, не собирался. Сумки отдали, когда всех отпускали. Телефоны три часа лежали с сумками, их никто не трогал, попыток взлома не было.
— Константину Котову, которого оставили в ОВД на ночь (позже на него завели уголовное дело о неоднократных нарушениях на митингах — ОВД-Инфо), вещи сначала вернули, а потом изъяли как положено, под камеру, — добавляет адвокат.
Эйсмонт оставила адвокатский запрос в ОВД «Соколиная гора» о том, на каком основании забирали телефоны. Она говорит, что 10 августа задержанных по московским ОВД было искать сложнее, чем обычно, и отмечает, что в активистских чатах упоминались и другие подобные случаи.
ОВД-Инфо известно еще об одной такой истории в Москве 10 августа. Тимура У. задержали на Китай-городе и доставили в ОВД «Котловка». Он говорит, что в автозаке у него забрали телефон и личные вещи, а его вопросы силовики в масках игнорировали. В ОВД «Котловка», как и в «Соколиной горе», телефонами задержанным пользоваться не разрешали.
— Меня отнесли к автозаку, обыскали, телефон сказали убрать в сумку. Наши вещи в автозаке ехали отдельно от нас, поэтому мы сразу не могли связаться с ОВД-Инфо, и даже в отделении [«Филевский парк»] вещи начали отдавать спустя пару-тройку часов, — это уже из рассказа Александра Кукина, задержанного 27 июля на Трубной площади.
Отъем телефонов в автозаках мог бы быть достаточно удобен для правоохранителей: задержанные не могут уведомить своих товарищей и близких, если неизвестно, в какое ОВД едет автозак, туда вовремя не приедет адвокат. Почему так сделали именно в этих трех автозаках — пока неясно.
По словам адвоката Анастасии Саморуковой, изъятие телефона в автозаке незаконно. Пока человек официально не оформлен ни по административному делу, ни по уголовному, непонятно, на каком основании может изыматься его собственность. Саморукова считает, что такое требование силовиков лучше не исполнять вообще: если вы отдаете свой телефон сами, то потом не докажете, что сделали это из-за каких-то угроз.