Рано утром 7 мая к активистам левонационалистического движения «Ассоциация народного сопротивления» (АНС) пришли с обысками. В оперативных мероприятиях участвовали сотрудники ФСБ, Центра «Э», ОБЭиПК и спецназ полиции. Все задержанные — уже на свободе. Некоторые из них стали свидетелями в рамках уголовного дела, возбужденного против неустановленного лица. Адвокаты от ОВД-Инфо представляют интересы активистов.
Что такое АНС?
Это левонационалистическое движение основано в 2016 году бывшими активистами НБП и других организаций. Активисты АНС проводят акции в Москве — нередко их задерживают. Начиная с 2019 года полиция, в том числе сотрудники ЦПЭ, несколько раз приходили в штаб движения. Пресс-секретарь АНС Никита Зайцев заявлял, что его личные данные распространяют оперативники Центра «Э».
В апреле этого года члены АНС провели акцию в поддержку заключенных ИК-15 в Ангарске, которых избивал спецназ. В феврале выходили к Госдуме в поддержку политических заключенных, а во время протестов против строительства храма в Екатеринбурге участники АНС вывесили на заборе резиденции патриарха баннер «Извинись за Екб». Начиная с 2017 года АНС входит в число организаторов «Русских маршей».
Как и из-за чего проходил обыск?
7 мая около семи утра сотрудники ФСБ, Центра «Э», отдела по экономической безопасности и противодействия коррупции (ОБЭиПК), а также спецназ полиции, провели обыски по шести адресам в Москве. Оперативные мероприятия проходили в штабе АНС и в пяти квартирах, в которых проживают активисты. Входные двери были спилены силовиками до приезда адвокатов. Действия силовых ведомств снимали сотрудники телеканала РЕН-ТВ.
Причиной для обысков стало уголовное дело, возбужденное по части 2 статьи 173.1 — незаконное образование юридического лица. Само дело завели против неустановленных лиц. Эти лица якобы оформляли на активистов АНС юридические организации и кредитовались.
«Задержание проводилось спецназом МВД. Очень жестоко. Причем при учете того, что когда спецназ проник в квартиру, все активисты уже лежали: кто на кровати, кто на полу. То есть никакого сопротивления при задержании не оказывалось. Однако сотрудники полиции начали их избивать. Какие-то ужасные садистские действия. Разложили людей [по полу], ходили по ним. Били по лицу. Одному сломали нос, другому разбили колено. Александру Буимову вообще там выкручивали пальцы плоскогубцами», — рассказывает пресс-секретарь АНС Никита Зайцев об обыске в штаб-квартире левонационалистического движения, куда пришли около 20 силовиков.
Также он отмечает, что полицейские ходили по штабу с кувалдой: ломали шкафы, кровати, комоды. Последствия обыска опубликованы на ютуб-канале АНС.
«Я могу с уверенностью сказать, что все эти действия и вот именно в такой форме, когда врывались сразу же по [нескольким] адресам, спиливая двери. Унижали людей, выводя их гуськом. Расстилали атрибутику в подъезде — на лестнице и ходили по ней, — все это было с подачи оперативников ЦПЭ и ФСБ. И все это как мне потом рассказывали активисты, было местью за публичные акции, проводимые участниками нашей организации», — считает Зайцев.
Чем все закончилось?
Во время обысков силовики изымали компьютеры и телефоны. У одной из задержанных — Лилии Осиповой — изъяли и устав «Ассоциации народного сопротивления».
По словам пресс-секретаря АНС, задержали тринадцать человек. Семерых в штабе — трое из них зафиксировали побои в травмпункте. Врачи диагностировали у активистов ушибы — в том числе головы, одному человеку полицейские сломали нос (медицинские заключения есть в распоряжении редакции — прим. ОВД-Инфо). Оказавшаяся в гостях знакомая активистов получила сотрясение мозга. Большинство задержанных в штабе отпустили из полиции без допроса и какого-либо юридического статуса в уголовном деле.
Шестерых активистов АНС допросили в качестве свидетелей по уголовному делу: Лилию Осипову, Михаила Пулина, Адриана Дупака, Дениса Максимова, Александра Буимова, Валерия Соколова.
«Я могу вам сто процентов сказать, что это [обнаружение юрлиц] произошло абсолютно случайно. Видимо сотрудники ЦПЭ обнаружили каким-то образом вот эти юридические организации. И решили этот факт использовать как предлог для политических репрессий. Возбудили дело специально для того, чтобы людей напугать, привести, обыскать — чтобы они тут же поплыли», — считает адвокат от ОВД-Инфо Дмитрий Захватов, представляющий интересы активистов АНС.