В Твери возбудили уголовное дело против дальнобойщика Михаила Ведрова, который участвовал в акции протеста против системы «Платон». Его обвиняют в применении насилия к представителю власти (ч. 1 ст. 318 УК). По версии следствия, он ударил ладонью сотрудника ГИБДД. Суд отправил Ведрова под домашний арест. На заседание пытались не пустить адвоката и слушателей, нескольких человек задержали. ОВД-Инфо рассказывает главное.
10 и 11 сентября в Твери прошла двухдневная акция протеста «Объединения перевозчиков России» (ОПР) против системы «Платон». Как рассказал ОВД-Инфо председатель организации Сергей Владимиров, в акции приняли участие 37 человек из 17 регионов. Дальнобойщики протестовали за отмену транспортного налога и за прозрачность бюджетных трат на развитие транспортной отрасли. Также водители провели учредительный съезд для создания своего профсоюза.
10 сентября протестующие остановились у здания Центра обработки данных «Платона» на улице Краснофлотской. Они ждали представителей «Платона», чтобы вступить в переговоры, но к ним никто не вышел. Вместо этого к участниками акции приехали полицейские и росгвардейцы. Трех региональных координаторов ОПР задержали из-за плакатов на машинах с лозунгами против «Платона». Их увезли в Центральный отдел полиции, но вскоре отпустили из-за превышения времени задержания. Участникам акции вручили обязательство о явке для составления протоколов по статье о нарушении порядка проведения массовых мероприятий (ст. 20.2 КоАП). Но дальнобойщики в отдел не явились.
Второй день акции 11 сентября проходил спокойно. Уже вечером, когда дальнобойщики уезжали из Твери, их остановил патруль ГИБДД. Старший лейтенант Сергей Никишин потребовал документы у сидевшего за рулем Сергея Рябинцева.
Остановилась вся автоколонна дальнобойщиков, среди которых был и член ОПР Михаил Ведров из Северной Осетии. У него, по версии следствия, «возник прямой преступный умысел», Ведров подошел к инспектору и, «осознавая общественную опасность и противоправность своих действий», «нанес не менее одного удара в область шеи». Таким образом, согласно тексту обвинения, дальнобойщик причинил полицейскому физическую боль и ушиб мягких тканей в области шеи.
Дальнобойщик Сергей Рудаметкин предоставил ОВД-Инфо аудиозапись разговора со свидетелем конфликта Сергеем Рябинцевым. На ней дальнобойщик рассказывает, что силовики остановили колонну машин на выезде из Твери. Один из сотрудников попросил показать документы. В ответ на вопрос об основаниях такой процедуры полицейский стал на всех кричать. В какой-то момент сотрудник стал кричать и на Ведрова. В итоге Ведрова задержали, обвинив в том, что он напал на полицейского.
«Ничего нет, кроме показаний потерпевшего [полицейского] и показаний напарника потерпевшего. Все строится на показаниях двух сотрудников полиции», — объясняет адвокат от ОВД-Инфо Сергей Тельнов. Он добавил, что Ведров воспользовался 51 статьей Конституции, поэтому защитник не вправе ответить на некоторые вопросы ОВД-Инфо. Например, почему в версии следствия Ведров появляется как будто из ниоткуда; был ли он в машине с Рябинцевым, когда возник конфликт с полицейским.
Задержанного доставили в Центральный отдел полиции. Петербургский правозащитник Динар Идрисов сообщил ОВД-Инфо, что в течение вечера следователь пытался надавить на Ведрова, чтобы тот подписал явку с повинной, невзирая на отсутствие доказательств. Около двух часов ночи Михаила Ведрова отпустили под обязательство о явке к следователю на 14 сентября.
В назначенный день Михаил Ведров вместе с адвокатом Сергеем Тельновым пришли на опрос в Следственный комитет по повестке. После разговора со следователем им дали повестку на допрос, назначенный на следующий день. 15 сентября Ведрова уже допрашивали в качестве подозреваемого по уголовному делу по статье о применении насилия к представителю власти (ч. 1 ст. 318 УК). Его взяли под стражу.
Через два дня на суде по мере пресечения Ведрову судебные приставы не пускали слушателей в зал заседания. Сергей Тельнов уточнил, что это произошло под предлогом борьбы с распространением коронавируса. Исключение сделали для одного журналиста, а также жены Ведрова и их ребенка — они прилетели на заседание из Северной Осетии.
Проблемы со входом в здание суда возникли и у адвоката. «Я первый раз прошел без проблем, — рассказывает Тельнов. — Ближе к суду я вышел на улицу переговорить, потом при попытке зайти были попытки меня не пускать». По его словам, приставы незаконно требовали выложить все содержимое сумки. После очередной попытки войти приставы сдались.
Около 16 часов судья ушел в совещательную комнату. В это время задержали редактора телеграм-канала «ЯГражданин!» Сергея Беляева. На него составили протокол по статье о неисполнении распоряжения судебного пристава (ч. 2 ст. 17.3 КоАП) из-за видеосъемки в здании суда без разрешения председателя. После составления протокола журналиста отпустили.
В то же время во дворе перед зданием суда задержали председателя ОПР Сергея Владимирова, который пришел поддержать Михаила Ведрова. Его грубо затолкали в полицейскую машину и отвезли в УМВД Твери. Там на Владимирова составили протокол по статье о неповиновении требованиям сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП) и оставили на ночь до суда. На следующий день его отпустили.
Выйдя из совещательной комнаты, судья отправил Ведрова на два месяца под домашний арест — несмотря на то, что обвинение просило заключить дальнобойщика под стражу и отправить в СИЗО. Прокурор указывал, что Ведров может скрыться, воздействовать на свидетелей и препятствовать производству по уголовному делу.
Адвокат Тельнов объяснил в суде, что его подзащитный вряд ли сможет оказать давление на свидетелей, поскольку все они — сотрудники полиции. Не сможет он и уничтожить доказательства, поскольку все дело строится на показаниях свидетелей с места происшествия.