Анархист Михаил Жлобицкий 31 октября 2018 года взорвал себя в здании ФСБ в Архангельске. Перед этим он отправил сообщение: «Причины для вас вполне ясны. ФСБ фабрикует дела и пытает людей». После взрыва развернулась волна репрессий против людей, которые были никак не связаны с произошедшим: обыски, допросы, уголовные дела за высказывания о теракте.
17-летний Михаил Жлобицкий погиб при взрыве, ранения получили трое сотрудников ФСБ. В мае 2020 года стало известно, что уголовное дело о взрыве в здании ФСБ в Архангельске закрыто в связи со смертью подозреваемого. О других причастных к подготовке взрыва не сообщалось.
Вскоре после теракта началась серия обысков и допросов по всей стране. Первая волна давления в основном коснулась тех, кто прежде был известен силовикам своей политической позицией и выступал против дела «Сети»: анархисты, антифашисты, коммунисты, либертарианцы.
Вторая волна давления была направлена на тех, кто комментировал новости о теракте в здании ФСБ в Архангельске. Против них возбуждали уголовные дела об оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК). По этой же статье статье возбудили уголовное дело против журналистки Светланы Прокопьевой из-за того, что она в своей колонке размышляла о причинах, побудивших Жлобицкого совершить теракт в здании ФСБ.
Преследования коснулись и тех, кто выходил на одиночные пикеты в поддержку фигурантов уголовных дел об оправдании терроризма, возбужденных за высказывания о теракте. За исключением дела Светланы Прокопьевой, большинство подобных уголовных дел не получили широкую огласку. В апреле 2019 года глава международной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков писал, что по делу о взрыве прошло около ста обысков. Источники «Медузы» сообщили, что их было еще больше.
ОВД-Инфо удалось установить, что в России тем или иным формам преследований по следам взрыва в Архангельске подвергся как минимум 71 человек в 22 регионах страны. Возбуждено по меньшей мере 20 уголовных дел об «оправдании терроризма». Сумма всех известных штрафов по уголовным делам составила почти 1,9 млн рублей. Реальные сроки по этим делам получили четыре человека — суммарно их осудили на 13,5 лет за высказывания о теракте.
Пострадавшие коллективы и организации
С обысками приходили в радиостанцию «Эхо Москвы в Пскове», из которой выступала журналистка Светлана Прокопьева. В тот же день радиостанцию оштрафовали на 150 тысяч рублей за высказывания журналистки.
Движение «Народная самооборона», в чате которого написал свои последние слова Жлобицкий, было дискредитировано. В федеральных СМИ им приписывали почти 250 акций «экстремистского характера». При этом сам Михаил Жлобицкий в это движение не входил, чат сообщества был открытым. Сайт Naroborona.info заблокировали на территории России.
Карта
Методология