44-летний Вячеслав Егоров — один из организаторов «антимусорных» протестов в подмосковной Коломне, начавшихся в 2018 году. В 2019 году на него завели уголовное дело по статье 212.1 УК (неоднократное нарушения правил участия в акциях). В 2021 году осудили на год и три месяца колонии. 8 февраля в Мосгорсуде пройдет обжалование приговора. В преддверии апелляции ОВД-Инфо рассказывает об этом уголовном деле.
Как московский мусор доехал до Коломны
Проблемы в российской мусорной отрасли копились десятилетиями. На Западе давно налажен раздельный сбор и переработка отходов, производство из них различных товаров. В России до последнего времени мусор, в основном, закапывали в землю. Экологические стандарты игнорировались, на свалках зарабатывали криминальные структуры.
Резонанс проблема приобрела в 2017 году. Тогда инициативной группе жителей Балашихи — города на восточной границе Москвы — попали на прямую телевизионную линию к президенту Владимиру Путину. Балашихинцы рассказали, что экологии их города наносит ущерб гигантская свалка «Кучино». Закрыть «Кучино» собирались еще в 1975 году, а хозяева суперпомойки в 2010-х прятались в оффшорах.
Путин распорядился «Кучино» закрыть, что и было сделано. Затем были закрыты еще некоторые свалки вблизи Москвы. Мусорный бизнес ушел под контроль госкорпорации «Ростех» и других близких к государству бизнес-структур, бандитов из отрасли либо выдавливают, либо интегрируют в контролируемый государством процесс.
Реформирование мусорной отрасли еще далеко до завершения, а Москва, как и другие крупные города, производит отходы ежесекундно. Следствием закрытия «Кучино» и свалок в ближнем Подмосковье стало то, что мусоровозы с московскими отходами поехали в другие регионы и дальнее Подмосковье, в том числе в Коломну.
«У нас был мусорный полигон „Воловичи“, работал давно, обслуживал нужды Коломны и района, претензий к нему не было. В 2017 году произошел рейдерский захват компании, которая управляла „Воловичами“: хозяев чуть ли не под дулами автомата заставили отдать бизнес, после этого появился неконтролируемый поток мусоровозов из Москвы», — отмечает в разговоре с ОВД-Инфо один из коломенских активистов, пожелавший сохранить анонимность.
В 2018 году в Коломне начались протесты, жители не давали проехать на «Воловичи» мусоровозам из других регионов. «Воловичи» закрыли в 2019 году, параллельно запустив новую гигантскую свалку «Мячиково». Она, в свою очередь, тоже вызывала недовольство и возмущение жителей Коломны.
Оппозиционный политик Геннадий Гудков отметил в разговоре с ОВД-Инфо, что коломенские активисты препятствовали деятельности «РТ-Инвест», финансовый оборот мусорного бизнеса — сотни миллиардов рублей. «РТ — Инвест» — дочерняя структура государственной корпорации «Ростех». Управляет проектами «Ростеха» в том числе в сфере утилизации отходов.
У семьи Гудковых земля рядом с Коломной, так что бывшие депутаты Геннадий и Дмитрий Гудковы активно принимали участие в «антимусорных» протестах 2018–19 годов.
Инициировано ФСБ
Одним из лидеров протестов 2018 года в Коломне стал местный предприниматель Вячеслав Егоров, отец троих детей, 1977 года рождения.
Дело на Егорова завели в январе 2019 года. Ему вменили четыре административных нарушения, подпадающих под статью 20.2 КоАП о нарушении порядка проведения публичных мероприятий.
Дело по 212.1 УК (неоднократные нарушения на митингах) заводят, когда у человека есть более двух вступивших в силу решений по «митинговой» статье 20.2 КоАП в течение полугода. Следующее аналогичное «нарушение» становится формальным поводом для возбуждения уголовного дела.
Два эпизода у Егорова — за акции у «Воловичей», когда люди препятствовали проезду мусоровозов не из Коломны: в том числе непрерывно ходили по пешеходному переходу.
Третий эпизод — текст Егорова «План X». Разбор возможных тактик действия протестных движений в Подмосковье суд посчитал призывом к несогласованным митингам. Нашлись граждане — предположительно, связанные с силовиками — которые дали показания, что, вдохновившись этим текстом и пошли на протесты. Данные граждане пришли на митинг, которого не было, а один из них на суде признался, что «План X» и не читал.
Когда на Егорова составили протокол по статье 20.2 КоАП в связи с третьим эпизодом, материалы передали для возбуждения уголовного дела. Но этот план не удался, поскольку по закону требовалось еще одно вступившее в силу судебное решение и еще один эпизод, который мог бы лечь в основу уголовного дела.
Этим эпизодом стал пост с призывом прийти на административный суд по делу отца и сына Гудковых, которых в свою очередь обвинили в организации несогласованной акции.
По словам самих политиков, они вместе с группой активистов хотели снять видеоролик против свалки. В итоге активистов, пришедших к зданию суда поддержать Гудковых, силовики посчитали участниками несогласованного митинга.
«По делу Егорова было проведено 15 обысков у участников антимусорных протестов, у многих изъяли телефоны. Многих обыски напугали, они отошли от движения», — рассказывает ОВД-Инфо активист, пожелавший сохранить анонимность.
По словам политика Геннадия Гудкова, за административными арестами активистов, а затем и возбуждением уголовного дела против Егорова стоял начальник коломенского ФСБ, в то время полковник Александр Филатов. В 2020 году Филатов ушел на повышение — руководителем отдела ФСБ по Центральному административному округу Москвы.
За это ничего не будет
Около полугода Егоров провел под домашним арестом без права на прогулки. 30 июля 2019 года меру пресечения ему изменили на запрет определенных действий, а затем — на подписку о невыезде.
Суд по делу Егорова начался в декабре 2020-го, завершился осенью 2021-го. В прениях прокуратура просила дать ему три года лишения свободы. 14 октября Вячеслава Егорова приговорили к году трем месяцам колонии. После оглашения приговора он находится в СИЗО Коломны, где ждет обжалования решения суда.
Апелляция на приговор будет проходить в Мособлсуде. Защиту Егорова осуществляют адвокаты ОВД-Инфо. Адвокат Мария Эйсмонт опубликовала представление коломенской прокуратуры в Мособлсуд к рассмотрению дела Егорова. В тексте перечисляются статьи из различных кодексов, а затем прокуратура требует «усилить наказание» Егорову. Ни какое конкретно наказание он должен получить, ни какие-либо обстоятельства дела Егорова и причины для «усиления» в документе не упоминаются.
Адвокат Михаил Бирюков отметил в разговоре с ОВД-Инфо, что защита приговор Егорову считает незаконным и требует полного оправдания активиста. Конституционный суд уже дважды настаивал, что 212.1 УК можно применять только в случае, если действия многократно задержанного на акциях представляли общественную опасность.
«С учетом определения Конституционного суда [по делу Константина Котова] приговор должен быть отменен. Также, как и в деле Котова, в действиях Егорова не было угрозы общественной безопасности», — говорит Бирюков.
Адвокат надеется, что вскоре Егорова освободят «за отбытым». А в Коломне заведомо незаконный приговор вынесли, по мнению Бирюкова, «потому что [судьям] за это ничего не будет».