В пятницу, 17 марта, в московские бары Underdog и La Virgen пришли силовики с кувалдой, электрошокерами и служебными собаками — поводом стала проверка на «спонсирование ВСУ». Не менее 40 гостей и сотрудников ресторанов задержали. Спустя два дня полиция сорвала презентацию книги политзаключенной Саши Скочиленко в «Открытом пространстве». Рассказываем, что случилось и как бары и культурный центр оказались в центре внимания полиции.
Вечером в пятницу 17 марта в московские бары Underdog и La Virgen, которые являются проектами одной команды, пришла полиция с кувалдой, электрошокерами и служебными собаками. Визит объяснили проверкой на «спонсирование ВСУ». Вскоре в инстаграм-аккаунтах обоих баров появились сообщения о закрытии заведений на «неопределенное время». «Все детали мы расскажем позже, или вы узнаете их от друзей», — сообщали сотрудники Underdog.
«Ворвался ОМОН с криками, чтобы все встали по стенке и никто не двигался. У них были какие-то неформенные нашивки на шлемах, если честно, сначала это никто не воспринял всерьез, слишком на пранк было похоже, — рассказала ОВД-Инфо посетительница La Virgen Вера (имя изменено в целях безопасности). — Нам запретили выходить и пользоваться телефонами, мужчина в гражданском нашел администратора и стал требовать, чтобы она отключила камеры видеонаблюдения в заведении».
Когда оказалось, что администратор не имеет доступа к видеорегистраторам, силовики стали требовать, чтобы в бар приехал технический директор. На вопрос о причинах задержания один из сотрудников ОМОНа ответил: «Вы оказались не в том месте не в то время».
По словам другой посетительницы бара Софьи (имя изменено в целях безопасности), вход в помещение сотрудники правоохранительных органов перегородили огромной кувалдой.
Всего в Underdog и La Virgen задержали около 40 человек, из обоих заведений изъяли кассовые аппараты. Задержанных доставили в ОВД «Басманный».
«Кому-то повезло сесть в автозаке, кому-то пришлось стоять всю дорогу, автозак был набит, как маршрутка, нас было человек 20 в одном. Нам снова запретили звонить и снимать видео», — рассказывает Вера.
В отдел не пускали адвоката Константина Ерохина, который приехал защищать права задержанных. Одного из них, по словам очевидцев, ударили головой об автозак из-за накрашенных ногтей, а к еще нескольким применяли электрошокер.
Как вспоминают задержанные, в полиции людей по одному выводили из «помещения, похожего на школьный класс» в другую комнату. «Я не знаю, что происходило с ними дальше. Несколько молодых людей, которые вернулись, просили пластыри, у одного из пальцев шла кровь, но он заявил, что обжегся. Может, это паранойя, но потом зашел еще парень с разбитым лбом. Я не уверена, был ли он разбит до этого», — рассказывает Вера.
Большинство задержанных отпустили после того, как убедились, что их нет в базе розыска, и проверили их чаты в телеграме. Протоколы ни на кого составлять не стали.
Как позже написал адвокат Ерохин, оперативно-разыскные мероприятия проводила служба ФСБ по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом по постановлению от 14 марта.
Одну из посетительниц бара Underdog силовики заставили написать на двери «Z — за Россию». Кроме того, полицейские включали композиции исполнителя Shaman и группы Любэ, а также песни «Синий платочек» Клавдии Шульженко и «Хей, ой, да конь мой вороной». Как рассказал «Медиазоне» один из сотрудников бара, людей заставляли подпевать, угрожая шокером. Государственное агентство «Москва» опубликовало видео, на котором молодые люди подпевают песне «Березы» группы «Любэ», а омоновцы говорят «Вытягиваем, вытягиваем, ребят».
Два дня спустя, 19 марта, на двери Underdog появилась новая надпись — «ZOV. За Россию». Адвокат Ерохин рассказал об этом в своем телеграм-канале и сообщил, что сотрудники бара планируют обратиться с заявлением в полицию. В комментариях к посту пользователи под разными никами писали одинаковый текст с вопросом: «сколько будет стоить выебать вашу мать в очко у вас на спине?»
В разговоре с ОВД-Инфо Ерохин объяснил, что занимает нейтральную позицию и не хочет, чтобы его политические взгляды влияли на дела, которые он ведет: «Они теперь начинают искать просто каких-то врагов и причислять меня к ним. Хотя я никогда не говорил о своих симпатиях ВСУ и выступаю против финансирования любых иностранных организаций, которые спонсируют войска, ведущие войну с Россией».
До этого, 18 марта, Ерохин публиковал заявление команды баров, где также говорилось об угрозах, поступающих персоналу и посетителям заведений. Команда заявляла, что из-за перспективы новых рейдов полиции они вынуждены расстаться с одним из своих участником Павлом, не уточняя фамилию. Как связаны Павел и внимание силовых структур к барам, также не разъяснялось.
Кроме того, команда принесла извинения силовикам, не выразив им никаких претензий: «Мы также еще раз приносим всем свои извинения за события этих дней, в том числе всем правоохранителям, которым пришлось участвовать в данных мероприятиях из-за нас и тратить свое время».
В тот же день сооснователь и креативный директор баров Павел Косов написал в своем инстаграме, что уходит из проекта. Заявление также опубликовано в аккаунте Underdog. «Я не вижу морального права за собой создавать проблемы для моих друзей и коллег и для гостей бара», — писал Косов, не уточняя подробности. Разговаривать с ОВД-Инфо он отказался.
Команда проекта и сам Косов считают причиной полицейского рейда события, которые случились летом 2022 года. В июле 2022 года Baza писала, что основатели Underdog и La Virgen столкнулись с угрозами из-за публикации анонса благотворительного маркета виниловых пластинок в поддержку коллектива Kyiv Angels («Ангелы Киева») — благотворительного фонда, который поддерживает украинскую армию и мирных жителей страны. Тогда же команда Underdog отменила ранее запланированное мероприятие в честь двухлетия, не объясняя, что именно послужило причиной.
Позднее, как писала Baza, владельцы заведений сообщили о взломе инстаграм-аккаунта La Virgen, где был опубликован пост с призывом жертвовать Kyiv Angels. Они заявили, что пожертвования на самом деле шли на помощь приюту для животных «Твое собачье дело». Сейчас эти публикации уже не доступны.
В том же месяце на странице Underdog появился анонс акции по сбору пожертвований в пользу российского «Красного креста». «В России сейчас миллионы беженцев, простых и напуганных людей, огромное количество детей-сирот и инвалидов», — объясняли рестораторы свою новую инициативу.
Павел Косов при этом писал в личном инстаграм-аккаунте, что весь месяц испытывал давление со стороны силовых структур: «Что я пережил за этот месяц, не пересказать, чувства не описать, страх не измерить <…> Следствия, допросы, допросы, допросы, камера и еще столько всего до и после <…> Кажется, мне повезло, я смог отстоять правду, надеюсь, все закончилось. Это был поистине „Крутой маршрут“».
19 марта в московском «Открытом пространстве» полицейские сорвали презентацию книг художницы Саши Скочиленко, которую обвиняют в распространении «фейков» про российскую армию (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК) из-за того, что она заменила ценники в магазине на листовки с информацией о действиях российских военных в Мариуполе из новостных лент. На мероприятие пришло около восьми полицейских в масках.
Среди тех, кто оказался в момент обыска в «Открытом пространстве», была фотограф Саша Астахова — об этом писала ее сестра, журналистка «Медиазоны» Елизавета Нестерова. По словам Астаховой, силовики отделили сотрудников СМИ от других посетителей и отвели в подвал. Адвоката от ОВД-Инфо Максима Овчинникова к ним не пустили. Одного из задержанных — Константина Новикова — избили ботинком по голове из-за того, что тот отказался показать паспорт. Как рассказывала Астахова, полицейские в общении с Новиковым намекали на изнасилование: «Показывая на микрофон, говорили: „А вообще знаешь, на что эта штука похожа и что мы можем с ней сделать?“».
Около 10 человек из «Открытого пространства» доставили в ОВД «Басманный». Полицейские не хотели пропускать адвоката Овчинникова внутрь, потом пустили, а потом выгнали. Задержанными отказались отдавать передачки с едой. На друга Саши Скочиленко Алексея Белозерова составили протокол о незаконной торговле книгами, его оштрафовали на две с половиной тысячи рублей. Остальных задержанных отпустили без составления протоколов, однако у одного из них изъяли ноутбук. Константина Новикова позднее арестовали на пять суток по статье о неповиновении распоряжению представителя власти.
Люди, оказавшиеся в «Открытом пространстве» во время рейда силовиков, рассказывали, что те хотели заставить их петь патриотические песни, но не разобрались, как включить колонку. По словам посетителей презентации, они опознали представителей центра «Э» и 2-го СПП (спецполка полиции), которые были 17 марта в барах Underdog и La Virgen.
Редакция ОВД-Инфо