Михаил Кригер — активист демократических и антивоенных инициатив с конца 1980-х годов. Его осудили на семь лет по статьям об оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК) и о призывах к экстремизму (ч. 2 ст. 280 УК) за записи в фейсбуке почти трехлетней давности. На суде Михаил заявил, что не сожалеет о своих высказываниях.
Активный участник всего полезного
«Ну чего, мероприятие удалось!» — говорит на видеозаписи после драки на антивоенном пикете Михаил Кригер. Он — в майке, жилетке и со слегка подбитым глазом. Москва, лето 2016 года. Российское вторжение в Украину уже началось, но протестовать против войны еще можно. Антивоенные пикеты согласовывали, но полиция не препятствовала нападениям на них сторонников ЛДНР. Кригер, физически крепкий мужчина, всегда противостоит агрессии. На записи драки на другом пикете против вторжения в Украину Кригер отправляет в нокаут прокремлевского активиста.
В начале 2000-x Кригер организовывал протесты против Второй чеченской войны — несколько лет подряд они проходили на Пушкинской площади каждый четверг.
«Мы познакомились на акциях против чеченской войны, — рассказывает правозащитница Анна Каретникова. — Он пытался поддерживать пикет на должном уровне: мы придумали флаги, сайт для распространения информации, еженедельные сводки о военных действиях. Сделали антивоенный пикет более доступным для понимания общественности, чем просто несколько человек раз в неделю стоят».
Затем Каретникова и Кригер вместе участвовали в работе Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы, состояли в демократическом движении «Солидарность», Михаил многие годы был соорганизатором протестных митингов в Москве. Кроме того, он длительное время помогал «Мемориалу», а с 2021 года участвовал в работе его подмосковного отделения.
В телеграм-канале «Свободу Михаилу Кригеру!» опубликованы его фотографии на акциях с недавно осужденными политиками Ильей Яшиным и Владимиром Кара-Мурзой.
«Кригер становился активным участником всего, что ему казалось насколько-то полезным людям. Организовывать уличные акции — привычная для него активность. Кто-то тексты пишет, а он акции организовывает», — рассказывает Каретникова.
В политических движениях Кригер участвовал с конца 1980-х годов, был муниципальным депутатом в Москве. Кригеру присуждена медаль за защиту Белого дома в ходе путча ГКЧП в августе 1991 года, но он отказался ее получать из-за негативного отношения к Борису Ельцину.
По профессии Михаил — электросварщик, когда-то участвовал в строительстве БАМа. У Кригера была небольшая фирма, занимавшаяся земляными работами: ее сайт kriger.ru сейчас недоступен. В 2022 году он работал в доставке продуктов: 3 ноября 2022 года у ресторана в центре Москвы, куда Михаил вез заказ, его и задержали силовики в масках. 6 ноября его отправили в СИЗО.
Вопрос времени
«Его арест был вопросом времени. Он что думал, то и писал. Он считал это важным. Конечно, отдавал себе отчет в том, что может быть арестован», — рассказывает Анна Каретникова.
События в Украине Михаил Кригер переживал особенно болезненно, его семья — из украинского города Днепр. Оставаясь в России, Михаил помогал украинским беженцам, не скрывал своего отношения к войне.
Хотя Кригер не был публичным политиком, на процесс против него приходили десятки сочувствующих. В суде он хорошо поставленным голосом пел украинские песни.
Уголовное дело завели из-за двух постов в фейсбуке, сделанных «не позднее декабря 2020 года». Один пост был посвящен супружеской паре из Калининграда, осужденной за госизмену потому, что в открытом доступе появились фотографии с их свадьбы, на которой одним из гостей был сотрудник спецслужб. Кригер писал, что «в нашей стране чудовища из ЧК захватили власть над людьми. И едят людей, причмокивая, с хрустом». В том же посте он называл Михаила Жлобицкого, совершившего самоподрыв в здании архангельского УФСБ в 2018 году, героем.
По мнению следствия, публикация Кригера «согласно справке об исследовании содержит совокупность лингвистических и психологических признаков оправдания деятельности М. Жлобицкого — разрушительных, насильственных действий (взрыва, создавшего опасность гибели людей), совершенных 31 октября 2018 года, … совершения насильственных действий в отношении сотрудников ФСБ России Е. Манюровым 19 декабря 2019 года».
Во втором сообщении, фигурировавшем в деле, Кригер писал о своей ненависти к режиму, «чекистам» и лично президенту Путину, а также о своем желании дожить до «повешения этой ГБшной гниды» и поучаствовать в «этом духоподъемном мероприятии».
Следствие квалифицировало обе публикации по статье об оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК), а первый пост также — по статье о возбуждении ненависти (п. «а» ч. 2 ст. 282 УК). Обвинение требовало для Кригера шесть и пять лет колонии по двум эпизодам ст. 205 и пять лет по ст. 282 УК, путем сложения наказания — всего девять лет лишения свободы, с запретом администрировать сайты еще на четыре года. В приговоре 282-ю статью заменили на ч. 2 ст. 280 — публичные экстремистские призывы в интернете. Суд назначил Кригеру семь лет лишения свободы и четыре года запрета на администрирование сайтов.
Адвокат Михаил Бирюков, защищавший активиста, рассказал ОВД-Инфо, что путем сложения сроков по этим статьям УК прокурор мог требовать даже больший срок лишения свободы. Почему суд изменил статью обвинения, пока неизвестно — защита получила только резолютивную часть приговора.
В последнем слове Михаил Кригер заявил, что не раскаивается в своих высказываниях, а если вдруг изменит свою позицию — это может быть связано только с давлением на его родственников. Кригер заявил, что «боялся проиграть Горинову» — московский муниципальный депутат Алексей Горинов получил шесть лет и 11 месяцев лишения свободы за антивоенные высказывания.
«Стараясь хоть как-то смыть тот братоубийственный позор, которым покрыла себя наша страна, я помогал украинским беженцам, всячески в соцсетях выражал свою искреннюю надежду на Перемогу. Я был и до сих пор уверен, что если россиянам и суждено встретить свободу, то прийти она может лишь в результате этой самой Перемоги. Точно так же, как она пришла в Японию и Германию именно в результате военного поражения», — говорил Кригер в своем выступлении.
Александр Литой