В Замоскворецком районном суде города Москвы 21 и 24 февраля с.г. состоялось оглашение приговора по известному «болотному делу». При этом, как мне представляется, не была в достаточной мере обеспечена реализация конституционного принципа открытости и гласности судопроизводства, который предполагает судебное рассмотрение дел в помещениях, обеспечивающих присутствие на открытом судебном заседании лиц, не только напрямую заинтересованных в исходе дела, но и всех желающих.
Практика показывает, что московские суды располагают возможностями предоставлять специальные помещения, приспособленные для доступа необходимого числа граждан, для проведения судебных заседаний по так называемым резонансным делам.
Между тем при рассмотрении названного дела, подходы к суду были огорожены сотрудниками полиции, а проход в зал заседания был возможен лишь для адвокатов и родственников обвиняемых. Такое решение привело к тому, что многочисленные граждане, пожелавшие присутствовать на открытом судебном заседании, были вынуждены ожидать оглашения приговора на улице.
Со своей стороны, полиция, расценив вынужденное присутствие граждан как несогласованное публичное мероприятие, стала задерживать их за «нарушение порядка проведения публичного мероприятия (по разным оценкам было задержано от 200 до 400 человек).
Отмечая недостаточную организационную работу руководства Замоскворецкого районного суда города Москвы по обеспечению открытости и гласности судопроизводства, считаю недопустимым привлечение граждан к ответственности за намерение присутствовать на заседании суда по интересующему их делу. Реализовать свое намерение они не смогли по вине руководства Замоскворецкого районного суда города Москвы.