Судья Рыбкин Железнодорожного городского суда Московской области 15 июня признал условия содержания активиста Ильдара Дадина в ОВД «Басманный» после задержания на акции 5 декабря 2014 года нарушающими статью 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая запрещает пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание. Об этом сообщил ОВД-Инфо юрист «Общественного вердикта» Николай Зборошенко, представляющий интересы Дадина. Решение пока не вступило в силу: полиция может обжаловать его в течение месяца.
В жалобе на условия содержания говорилось, что Дадин и другие задержанные на акции, оставленные в отделе полиции до утра, содержались в камерах площадью два на полтора и три на полтора метра без индивидуальных спальных мест, вместо положенного по закону горячего питания им выдали только растворимые сухие пайки низкого качества, а верхнее освещение было включено в течение всей ночи.
Жалоба подавалась в порядке 25 главы Гражданского процессуального кодекса, посвященной обжалованию действия или бездействия должностных лиц и органов власти. Бремя доказывания по ней накладывается именно на орган, чьи действия оспариваются, поясняет Зборошенко. Жалоба была подана по месту жительства Дадина, а не по району ОВД, поскольку, по мнению стороны защиты, в московских судах меньше шансов выиграть подобное дело.
«Общественный вердикт» обжаловал одновременно несколько случаев с нарушениями условий содержания в московских ОВД участников политических акций, в том числе и лично Дадина. Так, рассмотрение схожих жалоб об условиях в ОВД Якиманка и Замоскворечье продолжается в Железнодорожном суде (следующее заседание по ним назначено на 25 июня), еще одна жалоба ожидает рассмотрения в Пресненском районном суде Москвы. По жалобе об условиях в ОВД Мещанский, уже рассмотренной в Железнодорожном суде, получен отказ. В целом эти дела очень похожи одно на другое, отмечает Зборошенко. Помимо перечисленных аспектов, в ряде случаев упоминается отсутствие спальных принадлежностей (или «практически бумажное» постельное белье), невзможность беспрепятственно получить воду, отсутствие беспрепятственного доступа к туалетам и доступа к свежему воздуху.
Еще одна жалоба Дадина является нетипичной: речь в ней идет о нарушении условий содержания не в отделе полиции, а в Замоскворецком районном суде, где задержанный оставался в течение двух дней в конвойном помещении. Помимо самого факта содержания в суде, отмечается применение наручников, отсутствие питания, а также перевозка в так называемом «стакане» — камере в спецтранспорте площадью полметра на полметра и полтора метра высотой.