«Мемориал» признал политзаключенным Геннадия Афанасьева, осужденного по делу «крымских террористов». Он осужден на семь лет. На предварительном следствии он полностью признал свою вину и пошел на сделку со следствием.
На суде по делу Сенцова и Кольченко 31 июля 2015 года Афанасьев отказался от ранее данных показаний, заявив, что дал их по принуждению. В беседе с адвокатом Александром Попковым (у Афанасьева впервые с момента ареста в мае 2014 года появился адвокат не по назначению) он рассказал, какие методы применяли к нему оперативники ФСБ: его избивали боксерскими перчатками, надевали противогаз, зажимая воздух, впрыскивали внутрь противогаза газ, вызывавший рвоту, пытали электрическим током, угрожали изнасиловать паяльником, лишали сна в течение десяти дней.
Сам он в настоящий момент признает свое участие в двух поджогах, но отрицает, что имел отношение к подготовке подрыва памятника Ленину. «Изучив дело, мы пришли к аналогичному выводу: запись разговоров Алексея Чирния (еще один осужденный по делу) и Пирогова указывает на то, что ни Сенцов, ни Афанасьев к подготовке подрыва памятника Ленину не причастны. Признание Афанасьева по этому эпизоду могло стать самооговором», — говорится в заявлении «Мемориала».
«Мы также полагаем, что квалификация поджогов как террористических актов избыточна. Они были совершены ночью, участники не создавали намеренно возможность гибели человека. Никто из группы не демонстрировал умысел на устрашение населения (обязательный признак теракта), не выдвигал никаких требований. Преследование за поджоги офисов каких-либо организаций как за террористические акты не соответствует стандартной российской практике. Например, за последние годы офисы партии „Единая Россия“ в различных регионах РФ неоднократно поджигали, иногда при схожих обстоятельствах, при этом преследования осуществлялись, как правило, по ст. 167 (умышленное уничтожение имущества) или по ст. 213 (хулиганство) УК РФ», — говорится в заявлении.
«Мы обращаем внимание, что Афанасьеву может грозить реальная опасность, и призываем правозащитников обратить внимание на его судьбу», — подчеркивают правозащитники.