Правительственный законопроект, ужесточающий отбор общественников для контроля за соблюдением прав человека в тюрьмах и следственных изоляторах, требует кардинальной переработки. К такому мнению пришли вчера депутаты думского комитета по делам общественных объединений, тем не менее рекомендовав его к принятию в первом чтении. Готовить поправки ко второму чтению комитет намерен силами рабочей группы, к участию в которой приглашены правозащитники, представители Минюста и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
Думский комитет по делам общественных объединений подготовил вчера к первому чтению законопроект правительства, обновляющий правила общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания. Депутаты пригласили к обсуждению представителей Минюста и ФСИН, а также правозащитников из президентского Совета по правам человека (СПЧ) и Общественной палаты (ОП). После полуторачасовой дискуссии комитет решил, что законопроект можно рекомендовать к одобрению в первом чтении при условии, что ко второму чтению будет кардинально переработан ряд новаций, предложенных правительством.
Правозащитникам непонятно, почему в правительстве решили, что к общественному контролю тюрем и СИЗО нельзя допускать активистов, которые имеют осужденных родственников. Не согласны в СПЧ и с тем, что законопроект разрешает общественникам обсуждать с заключенными или подследственными только вопросы, касающиеся их прав. Чтобы заключенный рассказал о своих проблемах, «нужно установить психологический контакт», утверждает господин Бабушкин, а для этого общественнику нужно порой выяснить, «за одну ли футбольную команду болеют он и заключенный, или просто рассказать анекдот».
Спорным правозащитники считают и намерение правительства пересмотреть порядок формирования ОНК, наделив этим правом наряду с ОП РФ общественные палаты регионов. Главная же претензия правозащитников заключается в том, что правительство предлагает не допускать к общественному наблюдению тех, кто выдвинут НКО-иностранными агентами.