Судья Мещанского райсуда Москвы Альберт Трушкин 24 августа приговорил одного из лидеров русских националистов Адександра Белова (Поткина) к семи с половиной годам колонии общего режима и штрафу 600 тысяч рублей, сообщает «Медиазона». Также суд удовлетворил гражданский иск БТА-банка к подсудимому в размере 4,9 млрд рублей.
Приговор оглашался несколько часов. Слушатели из группы поддержки и журналисты жаловались на духоту и тесноту.
На приговор Белову- Поткину в крошечный зал затолкали несколько десятков человек, воздуха маловато и все потеют
— Млимова Каша (@ymasha) August 24, 2016
Приговор Белову (Поткину) по сфабрикованному делу. Демушкина выгнали за то, что перекинулся парой слов с подсудимым pic.twitter.com/nCXX83EIE4
— Грани. Ру (@GraniTweet) August 24, 2016
«Поткин ничего не успел сказать журналистам после вынесения приговора. Кто-то в зале крикнул „Позор палачам“ и присутствовавших вывели», — отмечает издание.
15 августа прокуратура потребовала отправить Поткина в заключение на девять лет. Националист обвиняется в организации деятельности экстремистского сообщества (статья 282.1 УК РФ) с целью свержения президента Казахстана и легализации денежных средств (статья 174 УК РФ) в связи с уголовным делом, возбужденным в 2009 году в отношении казахского банкира и политика Мухтара Аблязова, а также в разжигании национальной вражды (статья 282 УК РФ). Также по материалам фильма «Срок» о протестах 2011–2012 годов на Поткина летом 2015 года было заведено уголовное дело о публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК) — оно было в итоге объединено с общим «казахстанским» делом.
Защита просила суд вынести ему оправдательный приговор. Сам Поткин категорически отрицает свою вину, заявляя, что стал жертвой оговора.
Два текста, которые легли в основу обвинения в адрес Поткина по статье 282 УК (разжигание ненависти либо вражды), были опубликованы в интернете людьми, о существовании которых лидеру «Русских» не было ничего известно, заявил адвокат Иван Миронов.
«Первый появился в блог-платформе Liveinternet, где аккаунт nestor разместил пост под названием «Предатель Белов». В этом посте nestor полностью приводил некий текст под названием «Проект «Злой казах» и со ссылкой на другого юзера kostya111 приписывал его авторство Поткину. Второй текст, создание которого следователи вменили подсудимому, озаглавлен «Ориентировочный план мероприятий по подготовке акции 16 декабря», — пишет «Медиазона».
По словам адвоката это «корявая пародия, лишенная всякой конкретики, на план подготовки протестной уличной акции». Миронов считает, что этот текст не содержит нарушений уголовного кодекса, кроме единственного пункта: «План «Плакат. Серия плакатов: 1. Направленные «на разжигание социальной розни („они жируют, ты -нищий“)». «Даже третьесортный политтехнолог не додумается использовать в своих разработках прямые цитаты из Уголовного кодекса. А тут нате — подарок казахским чекистам!», — заявил адвокат. По его словам, эксперты, анализировавшие эти тексты по поручению следователя, констатировали невозможность установить ни их автора, ни адресата. Поэтому, объясняет адвокат, в деле появился секретный свиидетель Васильев.
«То есть этот человек понадобился только затем, чтобы связать эти два текста с Поткиным. В своих показаниях он рассказывает, что Поткин обратился к нему с просьбой изыскать возможность разместить два этих материала в сети. Потом Поткин отказался от помощи, сказав, что уже нашел другого помощника. При этом сам этот помощник не был допрошен. В суде Васильев выступал по видеоконференсвязи, был очень плохой звук, он не смог вспомнить ничего по обстоятельствам уголовного дела, кроме того, что „Злой Казах“ и „Ориентировочный план 16 декабря 2012 года“ — это видеофайлы. При этом „Злой Казах“ был размещен в контексте статьи „Предатель Белов“ на лайвинтернет. Защита Поткина считает эти два текста провокациями спецслужб, чтобы люди не стали выходить на мирную акцию 16 декабря 20112 года. А первосточник этой публикации нигде так и не был обнаружен, ни в ходе обысков обвиняемого, ни в ходе обысков у свидетелей или подозреваемых», — объясняет защитник.