Стало известно, что 22 сентября Россия предоставила свои ответы на вопросы Европейского суда по правам человека по делу «Воронцов против России» (№ 15027/12), заявитель жаловался на арест после проведения митинга за честные выборы 5 декабря 2011 года.
В своих замечаниях Россия настаивает, что поданная жалоба не может быть приемлемой, так как задержание Ильи Воронцова происходило после окончания основной акции, которая была согласована (представители России упорно используют неправовой термин «санкционирована»). Воронцов шел после акции к метро и вышел на дорогу, чем помешал движению транспорта, отказался выполнять требования полицейского покинуть проезжую часть, после чего и был задержан.
На вопросы суда о том, почему в административном процессе фактически отсутствует сторона обвинения (ее функцию выполняет судья), Россия заявила, что при малозначительных правонарушениях и низком характере общественной опасности такой порядок вещей вполне нормален.
Напомним, 17 мая Европейский суд коммуницировал жалобу, в связи с митингом на Чистых прудах 5 декабря 2011 года. Во время митинга протестующие требовали честных выборов, именно с этого митинга началась волна протестов 2011–2012 годов. Жалоба коммуницирована по статьям: запрет пыток (ст. 3), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5), право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6) и право на свободу собраний и объединений (ст. 11 Конвенции).
До 14 ноября заявители должны предоставить свои ответы Суду.
В последние месяцы новости о судьбе жалоб в ЕСПЧ по делам, так или иначе касающихся темы свободы собраний в России, приходят все чаще. 7 июля была коммуницирована жалоба задержанных у Замоскворецкого суда 21 февраля. 4 октября ЕСПЧ обязала РФ выплатить одному из осужденных за события на Болотной площади Ярославу Белоусову компенсацию в 12500 евро. 17 сентября суд в Страсбурге присудил компенсации трем другим фигурантам «Болотного дела» Леониду Ковязину, Артему Савелову и Илье Гущину за неправомерные досудебные аресты — соответственно, 2000, 3000 и 2000 евро. 5 октября Верховный суд России, опираясь на решение ЕСПЧ, отменил все решения о досудебных арестах и продлении арестов в отношении всех троих.