Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) удовлетворил две жалобы амнистированного фигуранта «Болотного дела» Владимира Акименкова к России. Суд признал нарушение права Акименкова на свободу от пыток (статья 3 Конвенции) и право на свободу и личную неприкосновенность (статья 5 Конвенции). Суд присудил Акименкову компенсацию в размере 10 000 евро. Об этом сообщается в официальном пресс-релизе Европейского суда.
В своих заявлениях (2613/13 и 50041/14) Акименков жаловался на пыточные условия содержания в СИЗО, транспортировку в суды и условия содержания в зале Мосгорсуда.
«Заявитель утверждает, что его содержали в разных камерах и что во всех из них условия были плохими. В частности, он утверждает о переполненности, недостаточном освещении, недостаточной вентиляции, постоянном воздействии сигаретного дыма; чрезмерном нагреве летом и холоде зимой, неадекватных санитарных условиях, отсутствии доступа к питьевой воде и отсутствии физических упражнений на открытом воздухе».
Во время нахождения в СИЗО, Акименков жаловался руководству на проблемы со зрением и просил проведения медицинского освидетельствования. После обследования в другом следственном изоляторе врачи заключили, что никаких проблем со здоровьем, связанных с условиями содержания у Акименкова якобы нет.
6 мая 2012 года согласованная с московскими властями акция оппозиции на Болотной площади переросла в столкновения демонстрантов с полицией. В результате были задержаны более 400 человек. В тот же день было возбуждено уголовное дело по статье 212 (призывы к массовым беспорядкам) и статье 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти).
Владимир Акименков участвовал в акции протеста, в июне 2012 года его задержали и поместили под арест.
В октябре 2016 года к Акименкову, а также другим фигурантам «Болотного дела» — Алексею Полиховичу и Андрею Барабанову, приходили полицейские. Они заявляли, что все эти люди значатся в списках лиц, склонных к совершению экстремистских и террористических деяний.
UPD Владимир Акименков прокомментировал ОВД-Инфо новость о решении Европейского суда:
Хорошо, что дождался. Ждали долго. Хотя нам повезло больше многих заявителей, в том числе по существенно более трагическим делам люди ждут еще больше. Например, ЕСПЧ еще не вынес решения по жалобам «дела декабристов» — 39 нацболов, которых судили еще в 2005 году. Или, например, правозащитник Станислав Дмитриевский ждал 11 лет — подавался он в 2006-м. У нас все прошло еще относительно быстро. И здорово, что по нескольким ребятам решения озвучены практически одновременно. Я рассчитывал, конечно, на сумму побольше, но хотя бы так… Скорее речь идет о неком моральном моменте. Суд признал хотя бы какие-то нарушения Европейской конвенции. Важно, что присуждена компенсация, хотя никакие деньги ни мне, ни ребятам компенсировать всего пройденного, учитывая что у кого-то родственники умирали и другие трагические обстоятельства были, — не смогут. При этом ЕСПЧ остается судом не идеальным, конечно. Можно сравнить решения по нам, не говоря о жалобах других людей, с тем, сколь оперативно суд рассматривает жалобы Алексея Навального по административным делам. И насколько отличаются суммы компенсаций. Скорее всего будут последствия — когда решение ЕСПЧ вступят в силу. Верховный суд скорее всего отменит продление арестов, выплатят компенсацию, на большее рассчитывать не приходится.