В Пензе фигурант дела о создании террористической организации «Сеть» Илья Шакурский рассказал о пытках. Об этом пишет «Медиазона» со ссылкой на адвоката Анатолия Вахтерова.
Вахтеров сообщил изданию, что 7 февраля во время встречи он задал своему подзащитному вопрос о том, почему тот решил дать признательные показания. Шакурский написал на бумаге: «Меня били». Защитник добавил, что позднее молодой человек рассказал ему о пытках в СИЗО. Он передал слова Шакурского:
Со слов моего подзащитного, к ним всем применялись пытки — они были в подвале этого следственного изолятора. Пытки применялись изощренные, посредством захода в камеру сотрудников в масках, в камуфляжной форме. Спускали в подвальное помещение, заставляли раздеться, к кончикам пальцев рук прикладывали электроды и крутили так называемую динамо-машину. Он просто сказал: «Я не выдержал, я сломался».
Адвокат сомневается в принадлежности Шакурского к какой-либо террористической организации. По его словам, это адекватный, порядочный и воспитанный молодой человек.
Кроме того, Вахтеров обращает внимание на старый конфликт между его подзащитным и еще одним фигурантом пензенского дела Дмитрием Пчелинцевым. Защитник считает, что в «террористической группе с жесткой конспирацией должны быть исключительно дружеские отношения», а разногласия между Шакурским и Пчелинцевым говорят о невозможности подобного взаимодействия между ними.
Вахтеров также добавил, что мать его подзащитного уволили с работы после первых публикаций в СМИ о пензенском деле.
- В середине октября 2017 года в Пензе арестовали первого фигуранта дела Егора Зорина. Следом задержали Илью Шакурского и его приятеля Василия Куксова. 27 октября был задержан Дмитрий Пчелинцев. Затем, в начале ноября, в Пензе задержали Андрея Чернова, а в Петербурге — Армана Сагынбаева, которого доставили в Пензу и поместили в изолятор.
- Всех их обвинили в участии в террористическом сообществе (ч. 2 ст. 205.4 УК). Издание Republic, ознакомившись с материалами дела, написало, что, по мнению ФСБ, молодые люди участвовали в организации под названием «Сеть», ячейки которой якобы есть в Москве, Петербурге, Пензе и Белоруссии. Участники «Сети» якобы готовились к началу волнений в стране.
- 23 января в Петербурге пропал антифашист и программист Виктор Филинков. Через два дня его нашли — пресс-служба питерских судов написала, что он арестован и признал вину в участии в террористической организации «Сеть».
- 25 января пропал петербуржец Игорь Шишкин — он ушел гулять с собакой. Домой собака вернулась не одна, а с силовиками, которые провели обыск. Дзержинский суд Петербурга арестовал Шишкина по тем же обвинениям, что и Филинкова. Журналистов на заседание не пустили. Следственные действия в Санкт-Петербурге были санкционированы одним из районных судов Пензы.
- Члены петербургской Общественной наблюдательной комиссии зафиксировали следы пыток над арестованными в Петербурге. На теле Шишкина многочисленные ушибы, «ожоги, предположительно от электрических проводов». У Филинкова многочисленные свежие ожоги от электрошокера на ноге и груди, гематома на правой щиколотке и следы от наручников на обеих руках.
- Другие фигуранты дела о терроризме в Пензе рассказывали о психологическом давлении, пытках током, «подвешивании вниз головой» и оружии, которое сотрудники ФСБ им подбросили.