Бывший исполнительный директор общественного некоммерческого фонда «Голос-Поволжье» Людмила Кузьмина обратилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Российские власти прекратили уголовное дело, но все равно требуют с Кузьминой уплаты 2,2 миллиона рублей якобы недоплаченных налогов. Об этом сообщается на сайте правозащитного центра «Мемориал», который оказывает юридическую поддержку заявительнице.
В жалобе Кузьмина настаивает, что Россия нарушила презумпцию невиновности в отношении нее (статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), так как фактически ее признали виновной в уклонении от уплаты налогов. Кроме этого, Кузьмина жалуется на нарушение ее права собственности (статья 1 Протокола 1 Конвенции) и права на уважение частной и семейной жизни (статья 8 Конвенции)
Претензии налоговой инспекции к Кузьминой начались после того, как Минюст в 2015 году признал фонд содействия развития гражданского общества «Голос-Поволжье» иностранным агентом и обвинил его в неуплате налогов. «Голос-Поволжье» был закрыт по решению судов, налоговые претензии переадресованы возглавлявшей фонд Людмиле Кузьминой.
Дело о неуплате налогов было заведено в связи с тем, что чиновники сочли полученный еще до 2012 года грант от Агентства международного развития США (USAID) доходом, а не пожертвованием и потребовали от НКО выплатить 2 миллиона 222 тысячи рублей налога. Срок давности по делу истек 28 марта 2015 года, однако суд отказался удовлетворить заявление Кузьминой и закрыть дело. В 2016 году в счет погашения налогового долга были арестованы банковский счет, квартира и автомобиль Кузьминой.
В июне 2017 года Самарский областной суд вернул дело на новое рассмотрение. В июле суд частично удовлетворил жалобу Кузьминой на постановление следователя, которое он составил в ответ на заявление налоговой службы. Во время рассмотрения жалобы выяснилось, что он не прикрепил к нему никаких документов или доказательств.
В начале декабря 2017 года следственные органы закрыли уголовное дело, о неуплате налога. Не смотря на это, следователи считают, что «вина Кузьминой в уклонении от уплаты налогов с организации полностью доказана в ходе предварительного следствия».
Марина Агальцова (правозащитный центр «Мемориал») так комментирует это дело: «„Мемориал“ обычно не берется за налоговые дела. Но этот случай настолько вопиющий, что пройти мимо него было очень сложно. Смотреть, как налоговая служба и российские суды признали честные выборы не общеполезной целью — просто невыносимо. Этот случай также посылает очень тревожный сигнал не только НКО, но и всему российскому бизнесу — зачем исполнять закон, если все равно найдут за что зацепиться?».