ЕСПЧ коммуницировал жалобу оштрафованного защитника московского парка «Торфянки» Вадима Ожогина. Его интересы в ЕСПЧ представляют юристы Правозащитного центра «Мемориал».
Мужчину задержали во время акции против строительства церкви 27 ноября 2016 года. В декабре того же года суд оштрафовал активиста на тысячу рублей.
Тогда суд счел, что Ожогин виновен в мелком хулиганстве (20.1 КоАП), поскольку якобы ругался матом. Как отмечали очевидцы, само задержание произошло по команде неизвестного человека в штатском. Мужчина вступился за пенсионерку Мурсию Рылову, когда ее грубо задерживали сотрудники полиции. В суде полицейские разошлись в показаниях об обстоятельствах задержания: один из них отрицал факт нецензурной брани, второй настаивал нем.
В жалобе указывается, что исполнительные власти Российской Федерации нарушили в отношении Ожогина статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и статьи 10 (право на свободу выражения мнения) Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод.
ЕСПЧ объединил жалобу Ожогина с жалобами еще двух человек. Игорь Клочков пожаловался на два задержания в 2016 году в Москве. 5 мая он был задержан в маске Путина у выхода из станции метро «Площадь Революции» во время акции против ужесточения закона о митингах. 9 ноября 2016 года Клочкова задержали во время одиночного пикета у здания Генпрокуратуры в поддержку Ильдара Дадина. В обоих случаях на активиста были заведены административные дела о нарушениях порядка проведения публичных мероприятий.
Третий россиянин, чью жалобу коммуницировал ЕСПЧ вместе с жалобами Ожогина и Клочкова, — Андрей Тесленко, задержанный в Новоалтайске в ночь с 29 на 30 ноября 2011 года по обвинению в незаконной агитации и позднее оштрафованный на тысячу рублей. Тесленко рассказал ОВД-Инфо, что расклеивал листовки против «Партии жуликов и воров».
В связи с задержаниями Клочкова ЕСПЧ задал российскому правительству вопросы, было ли нарушено право на справедливое судебное разбирательство, а также на свободу собраний. В отношении Вадима Ожогина суд спросил, было ли нарушено право на свободу выражения мнения (статья 10 Европейской конвенции).
Андрей Тесленко уехал из России в 2014 году после того, как на него было заведено уголовное дело о возбуждении ненависти (ст. 282 УК) в связи с републикацией текста под названием «Русофобии пост».