Старший следователь ФСБ по Мордовии 6 апреля предъявил окончательное обвинение нижегородскому анархисту Илье Романову, отбывающему наказание по делу о подготовке теракта. В распоряжении ОВД-Инфо есть копия постановления о привлечении Романова в качестве обвиняемого.
Анархиста обвиняют в призывах к террористической деятельности (ч. 2 ст. 205.2 УК). По версии следствия, в мае 2017 года Романов, находясь в тюремной больнице № 21, опубликовал на странице в фейсбуке «Voldemar Putiniana» видео «Приглашение на джихад».
В постановлении также говорится, что к публикации Романов добавил комментарий «с Путинской швалью надо бороться любыми способами», который он «ошибочно скрыл от других пользователей настройками приватности». Дело завели в июне 2017 года.
Один из свидетелей по делу — указанный как С. М. Журавлев — заявил, что под «джихадом» Романов имеет ввиду войну с действующей властью в России и ее захват насильственным путем.
В начале 2018 года к делу добавили часть 1 статьи 282 УК (возбуждение ненависти по религиозному признаку). Позднее это обвинение исключили: следствие не нашло доказательств того, что у Романова был умысел совершить преступление по этой статье.
В распоряжении ОВД-Инфо также есть письмо Романова, где он описывает свою версию произошедшего.
По его словам, с февраля по май 2017 года он находился в тюремной больнице № 21. Журавлев был его соседом по палате: как отмечает анархист, мужчина не страдал никакими заболеваниями, в больнице занимался спортом и находился там больше года. Он сам предложил Романову пользоваться его личным телефоном и выходить с него в интернет.
Романов утверждает, что страницу «Voldemar Putiniana» создал сам Журавлев, поскольку анархист практически не умеет пользоваться телефоном. Журавлев также знал пароль и логин для доступа к странице. Он сам публиковал рисунки Романова и видео, которые выражали отношение анархиста к происходящему.
Романов также отмечает, что Журавлев использовал страницу в личных целях: в контактах были добавлены его сын и отец, с которыми анархист не знаком.
Однако ролик «Приглашение на джихад», как утверждает Романов, он сам ни разу не видел и, следовательно, не просил публиковать на странице. Анархист предполагает, что Журавлев сотрудничает со следствием и является «лицом, оказывающим содействие оперативно-розыскным органам на конфиденциальной основе». Поэтому, как считает Романов, ролик опубликовал либо сам Журавлев, либо кто-то из участников оперативной группы.
3 мая телефон у Романова изъяли: это произошло сразу после отбоя, когда Журавлев предложил ему выйти в интернет. После этого анархиста сразу поместили в ШИЗО, затем из тюремной больницы вернули в колонию и там определили в помещение камерного типа («внутренняя тюрьма» в колонии), где он находился до 30 июня 2016 года. Адвокат обвиняемого Олег Зайцев передал Романову, что за этот период кто-то удалил комментарий к видео — у анархиста не было возможности это сделать.
Бывшая жена Романова, Лариса, рассказала ОВД-Инфо подробности этого дела.
- Первое дело на Романова возбудили после взрыва в ночь на 26 октября 2013 года в сквере в Нижнем Новгороде. В результате взрыва Романов лишился кисти. По его словам, у него в руках взорвалась петарда. Обвинение, в свою очередь, утверждало, что он готовил теракт. Суд признал его виновным и приговорил к штрафу в 110 тысяч рублей и девяти годам лишения свободы.
- Террористический мотив действий Романова следствие доказывает двумя файлами, якобы обнаруженными на его компьютере. Первый файл содержит написанное с ошибками оскорбление в адрес представителей местных властей (Романов — публицист, его тексты публиковали в журналах левого толка с 1980-х годов). Второй файл — выпуск неонацистского издания «Арийский террор. Журнал по практической подготовке белых террористов». Романов настаивает, что оба файла записаны на его компьютер правоохранителями.