Управление ФСБ по Петербургу и Ленинградской области не нашло подтверждений сообщениям о пытках, которым подверглись задержанные по делу о террористической организации «Сеть» Виктор Филинков и Игорь Шишкин. Официальный ответ ведомства на обращение членов Общественной наблюдательной комиссии опубликовала на своей странице члена ОНК Санкт-Петербурга Екатерина Косаревская.
По мнению начальников сотрудников ФСБ, которых Филинков обвинил в пытках электрошоком, они действовали в рамках закона: «В результате рассмотрения выводы ОНК Санкт-Петербурга о применении в отношении Филинкова В.С. и Шишкина И.Д. незаконных действий сотрудниками Управления не нашли своего подтверждения, нарушений ими федерального законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов не установлено». Документ подписан заместителем начальника УФСБ региона Востряковым А.В.
— В заключении, которое ОНК направило во все возможные органы, в том числе и в ФСБ России, говорится, что члены ОНК не сомневаются в том, что Виктора Филинкова и Игоря Шишкина пытали сотрудники петербургского УФСБ, — рассказывает Косаревская. — И в числе прочих рекомендаций мы советуем обеспечить прозрачность оперативно-следственных действий, ведь это единственное, что могло бы помочь сотрудникам избегать пыток. Ответ ФСБ на самом деле очень хороший. Факт применения пыток не отрицается, только говорится, что все соответствовало ведомственным нормативно-правовым актам. И отдельно объясняется, что невозможно обеспечить прозрачность «оперативно-следственных действий», потому что все происходящее на них является «государственной и иной тайной.
Ответ ФСБ датирован 16-м марта, но пришел Косаревской только 10 апреля — после того, как наблюдательница отправила жалобу в прокуратуру на отсутствие реакции ведомства. По словам Косаревской, 16 марта — это последний день, в который по закону ФСБ должно было составить ответ:
По ФЗ-59 «Об обращениях граждан» ответ по существу должен быть дан в течение месяца, плюс пара дней на регистрацию обращения. 5 февраля я направляю заключение в ФСБ, 9 апреля прокуратура получает жалобу на то, что ФСБ не дало ответа в установленный срок. 10 апреля по электронной почте приходит ответ из ФСБ, датированный 16 марта. Палач снимает свой кожаный костюм, вешает его на крючок, моет руки, идёт в кабак, достает крапленую колоду и занимается мелким карточным шулерством.
Вчера же стало известно, что жена Филинкова Александра попросила политическое убежище в Финляндии. Об этом она рассказала «Медиазоне». Все время после задержания мужа она находилась в Киеве, но покинула Украину, опасаясь за свою безопасность.
- Ранее сообщалось, что оперативникам спецслужбы, которых Филинков обвинил в применении пыток, разрешили посещать его в СИЗО. 31 января Филинков написал заявление о возбуждении уголовного дела в отношении причастных к его задержанию и избиению сотрудников ФСБ. В марте стало известно, что заявление передали для доследственной проверки в Военное следственное управление СКР по Западному военному округу.
- Филинкова обвиняют в участии в террористической организации «Сеть» (ч. 2 ст. 205.4 УК). Ранее он признал вину, однако позже заявил, что сделал это под пытками. Члены ОНК зафиксировали многочисленные следы ожогов от электрошокера на теле Филинкова, что с высокой долей вероятности подтверждает версию о пытках.
- В октябре 2017 года в Пензе арестовали пятерых человек. Их обвинили в участии в террористическом сообществе. По версии ФСБ, молодые люди якобы были членами подпольной организации под названием «Сеть», ячейки которой существовали в Москве, Петербурге, Пензе и Беларуси. Как убеждают силовики, организация занималась подготовкой «волнений». Многие фигуранты дела о терроризме в Пензе рассказали о психологическом давлении, пытках током, «подвешивании вниз головой» и других издевательствах, которым они подверглись после задержания.
- О пытках также заявлял один из свидетелей по делу в Петербурге Илья Капустин. Он был вынужден покинуть Россию и попросил политическое убежище в Финляндии.