Комиссия по научно-правовой экспертизе Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) заключила, что следствие не провело надлежащим образом проверку по заявлению Оюба Титиева — главы чеченского отделения Правозащитного центра «Мемориал», обвиняемого в хранении марихуаны. В заявлении Титиев сообщал, что найденные в машине наркотики ему подбросили, сфальсифицировав уголовное дело.
Юристы СПЧ решили, что следствие не проверило обстоятельства, установление которых могло бы привести к выводу о фальсификации дела. Например, следователь отказал в изъятии видеозаписей с камер наблюдения, сославшись на их неисправность. Кроме того, следствие не осмотрело другие видеокамеры, находившиеся на соседних от дороги зданиях, не искало очевидцев осмотра полицией машины Титиева. СПЧ также считает, что следствие проводило проверку слишком долго.
Юристы обратили внимание, что в ходе проверки следствие приводило высказывания, нарушающие презумпцию невиновности Титиева, и говорили о его действиях так, будто его вина уже доказана.
СПЧ также насторожила заинтересованность следственных органов в поиске с членов семьи Титиева. Отмечается, что в заявлении правозащитник указывал, что ему угрожали возбуждением уголовного дела в отношении его сына.
Юристы сделали вывод, что отказ в возбуждении уголовного дела, вынесенный по результатам проверки, является необоснованным. СПЧ направил заключение в Генеральную прокуратуру с просьбой рассмотреть его и среагировать.
- Главу грозненского отделения ПЦ «Мемориал» Оюба Титиева задержали 9 января. Утром его остановили по дороге из села Курчалой в село Майртуп. Полиция якобы обнаружила в его машине пакет с наркотиками и доставила мужчину в отдел. Когда Титиев пожаловался на то, что задержание было незаконным, сотрудники полиции сказали ему: «Хочешь по закону — будет по закону». Правозащитника заставили ехать в сторону села Майртуп и снова задержали — инсценировали «законное задержание».
- Через два дня Титиева арестовали, его обвинили в хранении наркотиков (ст. 228 УК). Сам правозащитник заявил, что наркотики ему подкинули.
- 19 января в грозненском офисе организации прошел обыск. В ходе него полицейские нашли окурки, которые выглядели как выпотрошенные и затем наполненные чем-то сигареты. При этом никто из сотрудников «Мемориала» не курит. Журналисты, приезжающие в офис, делают это исключительно на балконе, складывая окурки в конверты из бумаги, а не в банку-пепельницу.
13 марта Эксперт управления МВД Чечни пришел к выводу, что две изъятые самокрутки содержали марихуану. - 29 марта следователь отказался удовлетворять ходатайство адвоката Титиева об истребовании записей с камер наблюдения, на которых, по заявлению правозащитника, должно быть видно, как полицейские сначала доставили его в отдел полиции, а потом вновь отвезли на дорогу, где инсценировали обыск машины и обнаружение в ней наркотиков.
- 18 мая стало известно, что из вещдоков по делу Титиева пропали его личные вещи. Кроме того, ручка и замок автомобиля правозащитника оказались повреждены — дверь открылась без ключа. Из машины пропал видеорегистратор и дорогое оборудование, которое отслеживает маршрут и местонахождение автомобиля.
- 24 мая следствие сообщило, что не нашло оснований считать наркотики, якобы обнаруженные в машине Титиева, подброшенными.