Министерство юстиции решило уточнить процедуру запрета деятельности «проамериканских» НКО. В новом законопроекте Минюст обозначен как ведомство, ответственное за подобные решения. В документе говорится, в частности, что причиной закрытия НКО может быть реализация проектов, подготовленных в интересах американских граждан.
Ранее Минюст объявлял различные российские НКО «иностранными агентами» (всего в соответствующем реестре на данный момент 76 организаций), но к ликвидации организаций статус «иноагента» напрямую не приводит. Сейчас власти вспомнили о знаменитом «законе Димы Яковлева» 2012 года: законе, запретившем гражданам многих стран усыновлять российских сирот.
Сиротам в «законе Димы Яковлева» посвящена только четвертая статья. Его третья статья говорит о возможности запрета НКО, «которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки». Или же «реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации».
До сих пор эта статья ни разу не применялась. Информация о том, что Минюст намерен ее доработать, появилась на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов 1 августа. Опрошенные «Ведомостями» эксперты предполагали, что поводом к этому мог быть арест гражданки РФ Марии Бутиной в США по обвинению в деятельности в качестве иностранного агента без регистрации. Свой законопроект Минюст выложил 28 августа — вскоре после начала действия новых санкций администрации США против России.
Основных нововведений в законопроекте два. Во-первых, уточняется, что решение о запрете «проамериканских» НКО будет принимать именно федеральный аппарат министерства юстиции. В действующем варианте ответственное за такие решения ведомство четко не прописано.
Во-вторых, конкретизируется, какая деятельность НКО может привести к ее ликвидации. В законопроекте уточняется, что речь идет о проектах «в том числе подготовленных с участием граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо в их интересах». (Пунктуация источника сохранена).
Третья статья «закона Димы Яковлева» — далеко не единственный юридический механизм ликвидации НКО, неугодных российским властям. Одним из самых эффективных в этом роде оказался действующий с 2015 года закон, дающий Совету Федерации возможность фактически без объяснения причин признавать «нежелательной» любую международную организацию. Такой статус ведет к запрету ее деятельности на территории России, а нарушение запрета — к уголовной ответственности.