Министерство Юстиции России предписало «Крымской центральной коллегии адвокатов» исключить из числа учредителей и членов адвоката «Крымской солидарности» Эмиля Курбединова, сообщает «Новая газета».
Минюст сослался на решения судов 2017 и 2018 годов о признании Курбединова виновным по статье 20.3 КоАП (пропаганда либо демонстрирование экстремистской атрибутики или символики). Оба раза Курбединова судили за одну и ту же публикацию во »ВКонтакте» и фейсбуке 2013 года с изображением форума «Хизб ут-Тахрир» в Симферополе. В первый раз Курбединова арестовали на десять суток, во второй — на пять.
Журналист «Новой Газеты» Антон Наумлюк отмечает, что Курбединова привлекли по идентичным постам после письма-доноса в крымскую прокуратуру некоего Muallem Sahim — якобы бывшего жителя Крыма переехавшего жить в Дубай. Наумлюк приводит экспертизу выходных данных письма, которое проанализировали в университете Торонто Citizen Lab. Согласно анализу данных, письмо было написано в Крыму.
Ведомство сослалось на пп. 4 п. 1.2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому «не может быть учредителем (членом) некоммерческой организации лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности».
Минюст вынес предупреждение «Крымской центральной коллегии адвокатов» и обязал устранить нарушения законодательства до 1 марта 2019 года, то есть исключить Курбединова из состава учредителей (членов) организации.
Курбединов заявил «Новой газете», что он не будет добровольно покидать организацию, а также обжалует предписание министерства в суде. «Антиэкстремистское законодательство, как мы не раз уже наблюдали, — лишь инструмент для преследований, в данном случае независимых адвокатов. Коллеги не подозревают, какая бомба замедленного действия подложена сейчас под все наше адвокатское сообщество», — приводит издание слова адвоката.
Координатор правовой помощи ОВД-Инфо Екатерина Селезнева отмечает, что, если Курбединова исключат из коллегии, то он не сможет защищать крымских татар по уголовным делам.
«Адвокат обязан состоять в адвокатском образовании. После получения адвокатского статуса он должен будет в течение трех месяцев сообщить в палату о том, в какое образование он вошел — коллегию, бюро или какой кабинет он учредил. Минюст, получается, указывает, что поскольку адвокат был дважды привлечен за экстремистские правонарушения, то он не может быть членом или учредителем ни одного некоммерческого образования» — полагает Селезнева.
Руководитель Международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков считает, что крымское управление Минюста «бьет все рекорды по творческому толкованию законодательства».
«По закону об НКО, действительно, членом организации не может быть лицо, в отношении которого есть решение суда, устанавливающего признаки экстремистской деятельности. Но во всех редких случаях, когда Минюст ранее предъявлял претензии, речь шла об осужденных по уголовным делам. Административные дела основаниям для таких претензий никогда не становились. Не говоря уж о претензиях к адвокатам. Адвокатские образования — это отдельные специфические организации, многие требования к НКО к ним вообще неприменимы» — прокомментировал ситуацию Чиков «Новой газете».
- Адвокат Эмиль Курбединов защищает в судах крымскотатарских активистов, преследуемых в России, в том числе тех из них, кого обвиняют в связи с деятельностью «Хизб ут-Тахрир». Курбединов также является координатором юридического направления «Крымской солидарности» — движения в поддержку преследуемых активистов в Крыму.
- В начале декабря в офис Курбединова и другого адвоката Эдема Семедляева пытался проникнуть неизвестный мужчина. Стекло в окне, через которое пытались проникнуть в помещение оказалось разбито. Адвокаты расценили инцидент как «очередную попытку давления на правозащитников и независимых адвокатов в Крыму»