Европейский суд по правам человека вынес решение по девяти жалобам россиян на незаконные задержания на акциях в Москве, Нижнем Новгороде и Калининграде в 2006–2010 годах. Об этом сообщается в телеграм-канале «Апологии протеста» со ссылкой на решение ЕСПЧ.
ЕСПЧ постановил, что во всех случаях было нарушено право на свободу собраний (11 статья Европейской конвенции по правам человека).
Правозащитница Елена Рябинина обжаловала нарушение прав при задержании на акции у здания ФСБ в Москве 1 февраля 2006 года. Тогда ее оштрафовали на 500 рублей. В связи с ее смертью суд присудил компенсацию в размере 5 тысяч евро ее дочери Ольге Рябининой.
За задержания на той же акции у ФСБ ЕСПЧ обязал выплатить по 7,5 тысяч евро лидеру движения «За права человека» Льву Пономареву, Михаилу Кригеру, Михаилу Шнейдеру в качестве компенсации за моральный ущерб. Поводом для протестной акции стал шпионский скандал, направленный против российских неправительственных организаций и, в частности, руководителя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой. Скандал разгорелся в связи с фильмом в рамках программы «Специальный корреспондент» на телеканале «Россия-1».
Акция 3 сентября 2006 года у Соловецкого камня была приурочена к годовщине трагедии в Беслане. Власти Москвы не согласовали акцию памяти. Лев Пономарев, Юрий Самодуров, Михаил Кригер, Михаил Шнейдер тогда были задержаны и приговорены к штрафам от 500 до 2000 рублей. Пономарева также арестовали на трое суток. ЕСПЧ обязал выплатить им компенсацию по 7,5 тысяч евро каждому.
Наталья Пелецкая за акцию в центре Москвы 20 марта 2010 года была задержана и получила штраф 500 рублей. О какой именно акции идет речь, пока установить не удалось. ЕСПЧ присудил ей компенсацию в 7,5 тысяч евро.
В тот же день, 20 марта 2010 года, в центре Калининграда прошла несогласованная акция (флешмоб «Мандариновая ярмарка»), на которой был задержан Вадим Хайруллин. Его оштрафовали на тысячу рублей. По решению ЕСПЧ компенсация Хайруллину составляет 10 тысяч евро.
Помимо нарушения права на свободу собраний, ЕСПЧ также усмотрел нарушение права на эффективную защиту (ст. 13 Конвенции) на акции у Соловецкого камня в 2006 году и на акции в Калининграде в 2010 году, а в случае Хайруллина также нарушение права на свободу (статья 5, ч.1. Конвенции).