Фигуранту второго симферопольского дела «Хизб ут-Тахрир» Раиму Айвазову переквалифицировали обвинение на более тяжкую часть статьи о террористической деятельности. Об этом адвокат Айвазова Мария Эйсмонт рассказала «Крымской солидарности».
Ранее Айвазову вменяли «участие в деятельности террористической организации» (ч. 2 ст. 205.5 УК), теперь — «организацию террористической деятельности» (ч. 1 ст. 205.5 УК). Эта статья предусматривает наказание вплоть до пожизненного заключения в колонии строгого режима.
Мария Эйсмонт предположила, что переквалификация обвинения связана с тем, что Айвазов отказался от признательных показаний, которые давал в день задержания.
«Когда его задержали, он в течение 10 часов находился вместе с некими сотрудниками, возможно, с оперативными сотрудниками ФСБ, которые взяли его на пропускном пункте на границе. Потом отвезли куда-то на обочину дороги, где ставили на колени, стреляли рядом с ним, угрожали его убить. Он перестал быть на связи со своей семьей между 2-3 часов ночи, а официальное задержание произошло в 13:30 дня. И вот после этого он подписал признательные показания, от которых впоследствии отказался, рассказав, что с ним происходило при задержании. И в этот день (день, когда доверитель и адвокат заявили об отказе от письменных показаний — „Крымская солидарность“) мы впервые услышали: „мы вам тогда вообще первую часть [статьи 205.5 УК — ОВД-Инфо] сделаем“», — уточнила адвокат.
Следствие настаивает, что переквалифицировало обвинение, исходя из этих первичных показаний Раима Айвазова. Однако защите предоставили только текст расшифрованной аудиозаписи, и адвокат не может проверить, действительно ли на ней звучит голос Айвазова.
«Мусульманину запрещается жалеть и печалиться о прошлом, ибо это портит настоящее и отвлекает от того, что приближает к нему. Когда наступает будущее, он занят печалью и сожалением. Таким образом, он утрачивает свою жизнь, повторяю, если бы я поступил так-то или так-то. Поистине, осуществление цели неосуществимо посредством печали по прошлому, а возможно только посредством серьезной деятельности и использование всего времени для осуществления цели и работы для нее. И это понимали ученые-мусульмане, которые оставили знания, записали и сохранили», — приводит «Крымская солидарность» расшифровку приписываемых Айвазову показаний.
Мария Эйсмонт отметила, что такие слова не имеют отношения к террористической деятельности, в которой следствие обвиняет Айвазова.
«Мне кажется, что этот текст мог произнести и не мусульманин. Там может быть любой текст, любого философского кружка, любого тренинга по личностному росту, любого занятия с психологами. Это текст, в котором рассуждается, как человек должен относиться ко времени. Такие тексты, по версии следствия, могут быть наказуемыми, вплоть до пожизненного лишения свободы», — прокомментировала адвокат.
Раима Айвазова задержали в апреле 2019 года на контрольно-пропускном пункте «Каланчак».
- По второму симферопольскому делу проходят 25 крымских татар: Шабан Умеров, Рустем Сейтхалилов, Риза Изетов, Фарход Базаров, Джемиль Гафаров, Сейран Муртаза, Алим Каримов, Тофик Абдулгазиев, Билял Адилов, Меджит Абдурахманов, Рустем Шейхалиев, Сейтвели Сейтабдиев, Яшар Муединов, Изет Абдулаев, Асан Яников, Энвер Аметов, Руслан Сулейманов, Аким Бекиров, Эрфан Османов, Сервет Газиев, Ремзи Бекиров, Владлен Абдулкадыров, Осман Арифмеметов, Эдем Яячиков и Раим Айвазов. Все находятся в СИЗО (преимущественно в Ростовской области), кроме Яячикова, который пропал без вести. Издание «Крым. Реалии» публиковало подробный репортаж о симферопольской группе в деле «Хизб ут-Тахрир».
- Северо-Кавказский военный суд в Ростове-на-Дону 18 июня 2019 года приговорил пятерых обвиняемых по первому симферопольскому делу «Хизб ут-Тахрир» к лишению свободы на сроки от 12 до 17 лет. В декабре суд апелляционной инстанции снизил сроки всем пятерым на полгода.
- «Хизб ут-Тахрир» признали на территории России террористической организацией. В связи с этим в разных регионах страны возбуждают уголовные дела, при этом подсудимых приговаривают к различным срокам в колонии строгого режима лишь на основании того, что они встречались на квартирах, читали религиозную литературу и распространяли свои идеи. По мнению ряда экспертов, «Хизб ут-Тахрир» признана террористической организацией неправомерно, так как ее участники в России не подготавливали и не осуществляли террористических актов.