На телефон московского муниципального депутата Юлии Галяминой, обвиненной в неоднократных нарушениях порядка проведения публичных мероприятий (ст. 212.1 УК), установили прослушку задолго до возбуждения уголовного дела. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на адвокатов Михаила Бирюкова и Марию Эйсмонт, которые представляют интересы Галяминой от имени ОВД-Инфо.
В материалах уголовного дела Галяминой есть постановление Московского городского суда от 17 июня 2020 года, разрешающее прослушивать ее телефон, передает издание. Между тем о возбуждении уголовного дела стало известно только 31 июля, а формальный повод для возбуждения дела, согласно материалам, возник 15 июля — в тот день проходила акция по сбору подписей против поправок в Конституцию, следствие считает Галямину ее организатором.
Адвокат Эйсмонт в разговоре с «Коммерсантом» предположила, что телефон Галяминой прослушивали в связи с так называемым «московским делом» — группой уголовных дел, возбужденных в связи с серией протестных акций летом 2019 года. На первой из этих акций, которая прошла 27 июля, Галямину задерживали дважды. После этого ее арестовали на 10 суток и затем несколько раз арестовывали сразу после выхода из спецприемника по обвинению в организации различных акций.
«Постановление рассекречено, но остального мы не знаем: ни оснований, ни мотивированного обращения сотрудников МВД в суд», — приводит газета слова адвоката Бирюкова.
1 сентября официально завершились следственные действия по делу Галяминой, она вместе с адвокатами начала знакомиться с материалами дела. Днем ранее муниципальному депутату предъявили обвинение в окончательной редакции.
- Юлии Галяминой вменяют шесть эпизодов, связанных с нарушениями порядка проведения публичных мероприятий. Четыре из них относятся к июлю прошлого года, но лишь по двум из них судебные решения вступили в силу в феврале 2020 года. Пятый и шестой эпизоды — посты в соцсетях с призывом прийти на московскую акцию против изменения Конституции, прошедшую 15 июля (до подачи уведомления и после отказа в согласовании соответственно), следствие расценивает это как организацию несогласованного мероприятия. При этом проведение сбора подписей против внесения поправок в Конституцию, по мнению следствия, Галямина организовала с целью конспирации — чтобы скрыть митинг.
- Дело Галяминой — восьмое в России по статье 212.1 УК. Статья наказывает за нарушение порядка проведения публичных мероприятий, в том случае если у человека на момент возбуждения дела есть несколько вступивших в силу решений по статье 20.2 КоАП о соответствующих нарушениях в течение полугода.
- В прошлом году по статье 212.1 к четырем годам колонии приговорили гражданского активиста Константина Котова. В январе 2020 Конституционный суд постановил пересмотреть приговор, поскольку суд первой инстанции не рассматривал вопрос о том, какой вред был причинен действиями Котова и «способствовали ли они утрате публичным мероприятием мирного характера». КС отдельно отметил, что лишение свободы по 212.1 УК невозможно без установления этих обстоятельств. В апреле 2020 года приговор Котову сократили до полутора лет, но отменять приговор не стали. В деле Галяминой, по словам адвоката Бирюкова, имеются буквальные повторы формулировок из текста обвинительного заключения по делу Котова. В частности, повторяется фраза о том, что обвиняемый (или, в данном случае, обвиняемая) совершил (а) свои деяния, «презирая конституционно охраняемые ценности».