Депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации подготовили проект о дополнительных мерах противодействия угрозам национальной безопасности. Информация об этом опубликована на сайте законотворческого органа.
Авторы проекта хотят изменить отдельные законодательные акты и в целом ужесточить законодательство об «иностранных агентах».
«Внесенный сегодня законопроект продолжает тенденцию по маргинализации некоммерческих организаций и не аффилированных с государством экспертов. Законопроект обязывает СМИ и иные информационные ресурсы указывать на статус „иностранного агента“, в том числе и для физических лиц. Кстати, в этой законодательной инициативе детально прописан механизм включения физических лиц в списки иноагентов на основании широких категорий иностранного финансирования и занятия политической деятельностью», — комментирует юрист ОВД-Инфо Денис Шедов.
На «иноагентский» статус предлагается указывать при обращении в государственные органы, в общественные и образовательные организации. Кроме того, физическим лицам, внесенным в список иноагентов, придется не реже двух раз в год отчитываться перед Минюстом о своих доходах и расходах.
- Правительство 10 ноября внесло в Государственную думу законопроект, предлагающий новые основания для проверок и ликвидации некоммерческих организаций. В частности, авторы хотят расширить понятие «иностранное финансирование» — а именно считать «бенефициарными владельцами» НКО иностранцев и людей без гражданства. Также планируется обязать НКО, участником, руководителем или учредителем которой является иностранец, предварительно согласовывать с государством свои программы. В случае, если из любых источников, в том числе от частных лиц, поступит жалоба на сотрудничество НКО с «нежелательной организацией», силовики будут уполномочены провести проверку.
- Европейский суд по правам человека в Страсбурге в 2018 году коммуницировал третью жалобу на закон «Об иностранных агентах» — от 13 российских НКО, сообщал «Коммерсантъ». Заявители считают, что действующее законодательство подавляет развитие гражданского общества в России. В 2017 году ЕСПЧ коммуницировал первую жалобу на этот закон, поданную 61 российской НКО.