Верховный суд Крыма отклонил жалобу фигуранта второго симферопольского дела «Хизб ут-Тахрир» Фархода Базарова на ограничение в сроках ознакомления с делом. Об этом сообщает «Крымская солидарность».
На заседание не пустили слушателей и родственников Фархода Базарова, а журналисту запретили вести аудио- и видеозапись. Адвокат Базарова Сергей Легостов просил суд отменить постановление об ограничении сроков ознакомления с материалами дела, поскольку за такой короткий срок в объемных и сложных материалах невозможно разобраться.
«Суд первой инстанции посчитал, что за 40-45 дней можно ознакомиться с 57-ю томами. При чтении я видел огромное количество нарушений со стороны следователя, прокурора и суда. Я все это читал и фиксировал, то есть записывал вручную. Меня вывозили шесть дней в неделю. В 7 часов [утра — ОВД-Инфо] меня выводили из камеры. Порядка 3-4 часов меня доставляли в УФСБ, хотя это здание находится буквально в пяти минутах езды. В 7 часов [вечера — ОВД-Инфо] заканчивалось ознакомление и приблизительно в 10 вечера меня отправляли обратно в камеру. Я считаю, что мои права были нарушены. <…> Я выходил из камеры, не завтракая, у меня не было ни обеда, ни ужина. И я должен был шесть дней заниматься ознакомлением. <…> Суд не допустил, хотя судебное заседание открытым проходит, представителей семьи, родственников, а также представителей общественности, которые хотели присутствовать на данном судебном заседании. Считаю, что это и есть оказание давления — морального. Более двух лет практически нахожусь уже за решеткой, это единственная возможность видеться со своими близкими», — выступил на заседании Фарход Базаров.
Базарову вменяют участие в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК), а также приготовление к насильственному свержению конституционного строя (ст. 278 УК с применением 1-й части ст. 30 УК). Районный суд в октябре 2020 года ограничил Фархода Базарова, Ризу Изетова, Шабана Умерова и Ремзи Бекирова в сроках ознакомления с материалами дела.
3 декабря Верховный суд Крыма отклонил апелляцию на ограничение в сроках ознакомления с делом и для Ремзи Бекирова.
15 декабря Верховный суд Крыма отклонил апелляцию фигурантов того же дела Тофика Абдулгазиева и Рустема Сейтхалилова. Адвокат Эмиль Курбединов считает, что таким образом ФСБ пытается ускорить рассмотрение дела.
«Сами материалы не были сформированы надлежащим образом ФСБ, и сама работа была поставлена безобразно. Решили отыграться на защитниках и на наших подзащитных, чтобы быстрее — до конца этого года — запустить по конвейеру дело в Южном окружном военном суде. Я знаю, что материалы дела уже находятся в Южном окружном военном суде, и мы ждем этапирования ребят в Ростов-на-Дону», — рассказал адвокат «Крымской солидарности».
Заголовок изменен после добавления информации о новых апелляциях
- Аналогичное решение районный суд принял в отношении других фигурантов второго симферопольского дела «Хизб ут-Тахрир» Раима Айвазова, Османа Арифмеметова, Эскендера Сулейманова и Руслана Сулейманова, Яшара Муединова и Рустема Шейхалиева, Энвера Маметова и Сейрана Муртазы.
- Фигурантов второго симферопольского дела «Хизб ут-Тахрир» обвиняют по статьям об организации или участии в деятельности террористической организации (чч. 1 и 2 ст. 205.5 УК соответственно) и приготовлении к насильственному захвату власти (ст. 278 УК с применением ч. 1 ст. 30 УК). Всего по второму симферопольскому делу «Хизб ут-Тахрир» проходят 29 крымских татар, 25 из них находятся в СИЗО, четверо в розыске.
- «Хизб ут-Тахрир» признали на территории России террористической организацией. В связи с этим в разных регионах страны возбуждают уголовные дела, при этом подсудимых приговаривают к различным срокам в колонии строгого режима лишь на основании того, что они встречались на квартирах, читали религиозную литературу и распространяли свои идеи. Информационно-аналитический центр «Сова» считает, что «Хизб ут-Тахрир» признана террористической организацией неправомерно, а ее участников недопустимо преследовать только на основании партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы и т. п.).