Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил компенсацию в размере более 9 тысяч евро пенсионеру из Марий Эл Евгению Шевелеву. В 2014 году российский суд признал мужчину виновным по статье о клевете в адрес главы региона за выступление на митинге (ч. 2 ст. 128.1 УК). Об этом сообщает Центр защиты прав СМИ.
ЕСПЧ признал, что российские власти нарушили право на свободу выражения мнения (ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека), и присудил заявителю компенсацию в размере 9480 евро, из них компенсация морального вреда — 7500 евро.
В 2014 году в Йошкар-Оле прошел митинг на тему плохого состояния дорог в городе, в нем участвовали около 300 человек. В ходе акции у микрофона мог выступить любой желающий, и на сцену поднялся пенсионер из поселка Медведково Евгений Шевелев. Слова мужчины «Как воры в законе ставят своего смотрящего за г. Йошкар-Ола, так и воры над законом поставили своего смотрящего Маркелова со своими подручными, распилят они наш бюджет и наплевать им на нас» Леонид Маркелов — на тот момент глава Республики Марий Эл — посчитал заведомо ложными, порочащими его честь и достоинство.
Против Шевелева возбудили дело по ч. 2 ст. 128.1 УК (клевета, содержащаяся в публичном выступлении), глава региона стал потерпевшим. Мировой судья осенью 2014 года признал пенсионеа виновным и оштрафовал на 20 тысяч рублей. В апелляции и кассации решение оставили без изменений.
Старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова, которая представляла интересы Шевелева в ЕСПЧ, указала, что спорное высказывание было оценочным суждением и его нельзя признать ложным, а кроме того, уголовное преследование за высказывание — чрезмерное вмешательство в право на свободу выражения мнения.
«Рассмотрев нашу жалобу, ЕСПЧ выделил несколько важных аспектов этого дела. Во-первых, он отметил, что российские суды не приняли во внимание тот факт, что Шевелев выступал на митинге и целью выступления было привлечение внимания к состоянию дорог в республике, направлено оно было в адрес человека высокой должности, публичной фигуры. Во-вторых, выступая, пенсионер высказывал свое мнение, оно было жестким, но допустимым в тех обстоятельствах. И, в-третьих, суд повторил мысль, которая уже есть в нескольких решениях против России: уголовное наказание за возможную диффамацию является чрезмерным вмешательством со стороны государства и оно неизбежно оказывает охлаждающий эффект на возможность свободно высказываться людям в России. Мы очень довольны тем, что спустя шесть лет в этом деле поставлена справедливая точка», — прокомментировала решение ЕСПЧ юрист Кузеванова.