29 декабря Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) потребовал от России приостановить исполнение решений о ликвидации Международного общества «Мемориал» и Правозащитного центра «Мемориал». Об этом сообщается в телеграм-канале центра.
Напомним, 28 декабря Верховный суд России постановил ликвидировать «Международный Мемориал» — якобы из-за многочисленных нарушений организацией закона об «иностранных агентах». Аналогичное решение вынес 29-го числа Мосгорсуд в отношении ПЦ «Мемориал».
Юрист ОВД-Инфо Татьяна Глушкова, которая участвовала в судах по делам «Мемориалов» и также является соавтором запроса в ЕСПЧ по правилу 39, прокомментировала требование Европейского суда:
«Прежде всего, вчерашнее решение ЕСПЧ — это историческое решение. Потому что до сих пор в отношении юридического лица правило 39 применялось только однажды — в деле грузинского телеканала «Рустави 2». В отношении НКО это правило применено впервые.
Мы подали запрос по правилу 39 еще 18 ноября, до первых заседаний по делам в отношении «Международного Мемориала» и ПЦ «Мемориал», поскольку не знали, насколько быстро закончится их рассмотрение и не получится ли так, что у нас будет лишь по одному заседанию. Европейский суд не стал выносить решение по правилу 39 сразу, а решил дождаться решений российских судов. И как только Верховный суд и Мосгорсуд вынесли решения, ЕСПЧ тоже вынес свое решение.
Это решение по правилу 39 вынесено в рамках жалобы № 9988/13, которая находится на рассмотрении в Европейском суде с февраля 2013 года. Эта жалоба была подана вскоре после того, как в силу вступил закон об НКО — «иностранных агентах». Она была подана одиннадцатью НКО (на тот момент ни одна из организаций еще не была в реестре «иноагентов»). Эти НКО — среди них были «Международный Мемориал» и ПЦ «Мемориал» — предполагали, что станут жертвами этого закона. Реальность показала, что они не ошиблись: 10 из 11 этих НКО оказались в реестре, 11-я организация — Московская Хельсинкская группа — не оказалась в реестре, потому что сразу же отказалась от иностранного финансирования. Впоследствии жалоба № 9988/13 была коммуницирована, Европейский суд приступил к ее рассмотрению, задал вопросы участвующим сторонам. В марте 2018 года процесс коммуникации был завершен — с этого момента мы ждем постановления, но ЕСПЧ пока его не вынес.
Суть решения Европейского суда по правилу 39 — это запрет ликвидации «Мемориалов» до того, как ЕСПЧ рассмотрит жалобу № 9988/13. Это означает, что, скорее всего, он [ЕСПЧ] решит ее в ближайшее время. Нужно понимать, что «ближайшее время» в мире Европейского суда — это не месяц, а скорее срок в районе года, может, полутора лет. Но, конечно, может быть и так, что рассмотрение этого дела состоится совсем скоро. Никаких точных прогнозов дать нельзя, но в обозримом будущем мы наконец увидим постановление по этой жалобе.
Вообще правило 39 применяется в тех случаях, когда без применения обеспечительных мер заявителю грозит серьезный и непоправимый ущерб. В решении не говорится, что конкретно ЕСПЧ посчитал серьезным и непоправимым ущербом, но можно предположить, что если организации будут ликвидированы, то, по сути, исчезнет заявитель. А это не даст возможности полноценно рассмотреть жалобу. Решить это дело можно, но какой в этом смысле, если заявителя уже и нет».