Элистинский городской суд удовлетворил иск местной активистки Валентины Эрдниевой к городской администрации и признал постановление «О местах, в которых проведение публичных мероприятий запрещено» недействующим. Об этом сообщает издание «Кавказ.Реалии».
В 2004 году мэрия Элисты расширила список мест, в которых запрещено проводить публичные мероприятия и одиночные пикеты. При этом городские власти не имеют таких полномочий.
Эрдниеву и других активистов часто привлекали к административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения публичных мероприятий именно из-за этого постановления. Так, пикетчиков регулярно задерживали за акции перед домом правительства и парком в центре Элисты — полиция заявляла, что эта территория примыкает к зданию Арбитражного суда Калмыкии, около которого нельзя пикетировать согласно федеральному закону. Эрдниева с помощью кадастровой справки доказала в суде, что это разные участки.
Юрист и аналитик ОВД-Инфо Денис Шедов прокомментировал решение суда: «Очень интересное дело. Вообще в самом ограничении прекрасно многое: во-первых, муниципальные власти не могут ограничивать места для публичных мероприятий; во-вторых, даже региональные власти не могут ограничивать места для любых пикетов, в том числе и одиночных; в-третьих, в 2019 и 2020 годах Конституционный суд РФ признал недопустимыми ряд ограничений для публичных мероприятий на уровне региональных законов, в том числе и возле зданий органов государственной власти. После этого многие регионы поменяли свои законы. Федеральный закон о публичных мероприятиях действительно ограничивает проведение акций у зданий судов. Вместе с тем в ключевом решении ЕСПЧ по свободе собраний „Лашманкин и другие против России“ отдельно отмечается, что запрет на проведение акций возле судов — непропорциональное ограничение свободы собраний, и он должен быть отменен. В марте этого года Комитет министров Совета Европы в очередной раз потребует отчет российских властей об исполнении указанного решения Европейского суда, в том числе и в части отмены абсолютных запретов на проведение собраний возле судов».