Замоскворецкий районный суд Москвы отказался исключать правозащитницу Регину Дзугкоеву из реестра «иностранных агентов». Об этом ОВД-Инфо сообщил юрист Максим Оленичев, представляющий интересы Дзугкоевой.
Дзугкоева возглавляет Дальневосточное общественное движение «Маяк» и АНО «Лилит», которые предоставляют психологическую и правовую помощь ЛГБТК-персонам и женщинам, пострадавшим от насилия. Ее внесли в реестр СМИ-«иноагентов» в апреле.
В суде выяснилось, что сбор информации о деятельности Дзугкоевой Минюст начал в ноябре 2021 года: тогда Росфинмониторинг направил в ведомство документ о получении Дзугкоевой средств от АНО «Лилит» и Благотворительного фонда «Сфера», включенных ранее в реестр НКО-«иноагентов».
Кроме того, Минюст считает, что Дзугкоева размещала ссылки на материалы «Радио Свободы» и «Настоящего времени» (их ведомство также признало «иноагентами») в социальной сети «ВКонтакте» на странице под ником «Регина Калиничева». Оленичев сообщил, что ведомство не смогло подтвердить, что эту страницу ведет именно Дзугкоева.
24 августа суд также отказался исключать из реестра публициста Евгения Понасенкова. Днем ранее из реестра исключили координатора объединения избирателей «Голос» в Петербурге Полину Костылеву.
- В ноябре 2021 года Максима Оленичева также включили в реест СМИ-«иноагентов».
- В конце декабря 2020 года в Госдуме приняли изменения в законодательстве об «иноагентах». Согласно новым уточнениям, статус «иностранного агента» сможет получить физическое лицо, занимающееся политической деятельностью и получающее на это деньги из-за границы. Еще один законопроект запрещает без специальной пометки распространять в СМИ информацию от «иностранных агентов». Ужесточение законодательства продолжилось в 2021 и 2022 годах.
- В феврале 2022 года ОВД-Инфо запустил проект «Инотека». Мы исследуем практику применения законов об «иностранных агентах», рассказываем об их влиянии на гражданское общество и конкретных людей, инициируем обсуждение с экспертами и предлагаем пути возможных изменений. В декабре 2021 года вместе с Центром защиты прав СМИ мы начали оказывать юридическую поддержку людям и организациям, которые оказались в реестрах «иностранных агентов».