Октябрьский районный суд Мурманска 22 сентября приговорил Свидетеля Иеговы Виталия Омельченко, проводившего собрания верующих, к штрафу в 580 тысяч рублей. Об этом сообщает Информационно-аналитический центр «Сова».
Мужчину признали виновным по делу об организации деятельности экстремистской организации (ч. 1 ст. 282.2 УК). При этом обвинение требовало приговорить его к реальному сроку в виде шести лет лишения свободы.
По версии следствия, Омельченко, зная о ликвидации управленческого центра Свидетелей Иеговы и его региональных структур, продолжал деятельность религиозного объединения. Согласно материалам дела, Омельченко лично возносил проповеди, распространял религиозную литературу, организовывал собрания Свидетелей Иеговы и привлекал для этого новых участников.
Уголовное дело против Свидетелей Иеговы в Мурманске возбудили зимой 2019 года. В декабре у местных верующих прошли массовые обыски, в ходе которых у них изъяли «большой объем литературы, электронные носители информации». Омельченко задержали в январе 2020 года, в качестве меры пресечения ему назначили запрет определенных действий.
По информации «Совы», в деле есть еще один фигурант, который находится не в России. Его заочно арестовали и объявили в международный розыск.
- В 2017 году Верховный суд признал «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» экстремистской организацией, ликвидировал ее и запретил деятельность на территории России. Все организации «Свидетелей Иеговы» внесли в список запрещенных, после чего начался поток уголовных дел против верующих. Росфинмониторинг внес сотни российских последователей Свидетелей Иеговы в перечень экстремистов и террористов. Большинство людей, оказавшихся в списке, являются верующими от 40 до 60 лет.
- 7 июня 2022 года Европейский суд по правам человека признал запрет организаций Свидетелей Иеговы и последовавшее за ним преследование верующих незаконными. С точки зрения ЕСПЧ, в основе решения о ликвидации организации и уголовных дел против Свидетелей Иеговы лежит слишком широкое определение «экстремизма», которое в российском законодательстве «может применяться к абсолютно мирным формам высказывания».