Ирина Гурская, пензенская активистка и волонтерка, помогавшая беженцам из Украины, уехала из России после задержания по доносу и нападения неизвестных. Об этом пишет проект «Гласная».
29 апреля полицейские увезли Гурскую в отделение № 5 из собственного дома. «Поступила анонимная жалоба, что вы носите в квартиру какие-то пакеты, коробки. Люди беспокоятся», — заявили тогда силовики. Однако в коридоре, по словам женщины, «кроме кота никого не было». Гурская действительно занималась помощью беженцам, в том числе покупала билеты для их эвакуации в другие страны.
Тогда после подробного опроса в отделении женщину отпустили — вопреки обещанию отвезти домой: «Вот вам 50 рублей. Здесь две остановки, еще ходят „Газели“. Чего вы боитесь?»
Однако сразу после этого на улице Гурскую схватили двое людей в балаклавах — они натянули вязаную шапку ей на голову и повезли в сторону аэропорта. Женщина кричала рядом с полицейским отделом и полицейской машиной: «Что вы делаете?» — и считает, что силовики должны были слышать ее крик, однако никто не пришел на помощь.
Неизвестные зажали рот Гурской и с использованием матерных слов сказали: «Сейчас все узнаешь».
Люди в балаклавах отобрали у женщины телефон, повалили ее на землю и взорвали рядом одну или две светошумовых гранаты. Впоследствии врачи поставили ей диагноз: сотрясение мозга, контузия барабанных перепонок, частичная потеря памяти.
Нападавшие кричали на Гурскую, спрашивая: «Кто вас финансирует? На кого работаешь?» Активистка отвечала, что она и ее знакомый Игорь — волонтеры, а другие люди тоже помогают просто так. На это неизвестные отвечали: «Нет, говори правду, иначе за каждое лживое слово будем отрубать пальцы».
От женщины требовали разблокировать телефон. Гурской угрожали расправой — с ней и с ее детьми, если она поможет выехать еще кому-то из украинцев. Нападавшие также потребовали сдать или уничтожить билеты, уже купленные для очередной партии беженцев.
За два дня до задержания на двери собственной квартиры Гурская обнаружила надпись «Пособник укронацизма».
После всего произошедшего активистка решила уехать из России.