Группа поддержки уральских антифашистов, арестованных по делу о террористическом сообществе, рассказала о препятствиях, с которыми сталкиваются их адвокаты и близкие. Сообщение опубликовали в телеграм-канале «Тюменское дело».
В начале сентября стало известно, что в Тюмени, Сургуте и Екатеринбурге прошли массовые обыски у местных антифашистов, шесть человек отправили под стражу. Трое из них рассказали о применении к ним пыток и насилия после задержания.
Защитник одного из фигурантов дела Юрия Незнамова пригласил врачей в СИЗО, чтобы те оказали молодому человеку медицинскую помощь и зафиксировали применение к нему пыток.
«В ходе встречи два молодых врача отшучивались и отпускали неуместные комментарии. Из-за пыток током у Юры сильно болят мышцы, но медики утверждали, что боли связаны с тем, что Юра — спортсмен и „просто перетренировался“», — говорится в сообщении канала.
В результате медработники не стали фиксировать применение насилия и не сделали никаких записей. «Сообщили, что им нужно посоветоваться с начальством, как действовать дальше, ушли и просто не вернулись», — передают активисты.
Группа поддержки также сообщила о препятствиях, с которыми столкнулась девушка другого фигуранта дела — Даниила Чертыкова. На протяжении трех недель она пытается получить разрешение следователя для подачи заявления в ЗАГС. Заключение брака необходимо для получения свиданий, право на которые предоставляют только родственникам или супругам.
«Полторы недели следователь откладывал рассмотрение запроса из-за объявленной мобилизации, затем передал дело другому следователю. Прошли еще полторы недели, и сейчас следователь утверждает, что получил дело „лишь на днях и еще не имел возможности с ним ознакомиться“», — отмечают участники группы поддержки.
С препятствиями в работе столкнулся и адвокат фигуранта дела Романа Паклина — он смог составить адвокатский опрос только после третьей встречи со своим подзащитным.
«Каждый раз адвокату Ромы не давали закончить опрос сотрудники СИЗО. Чтобы адвокат мог увидеть своего подзащитного, необходимо занять очередь в комнату свиданий, и уже после этого туда выводят человека из камеры. Адвокат Ромы каждый раз ждал его по несколько часов: чем дольше приходится ждать, тем меньше остается времени на беседу. Время на встречу ограничено — утверждают сотрудники СИЗО, уводя Рому и не давая адвокату закончить опрос», — пишут авторы канала.
Активисты отмечают, что Паклину, как и Незнамову, до сих пор не оказывают медицинскую помощь. Ранее оба молодых человека рассказали о применении к ним пыток током и водой. Кроме этого, о применении насилия сообщил и Чертыков, добавив, что силовики вынудили его оговорить себя и других фигурантов дела.
Кроме Незнамова, Чертыкова и Паклина по делу проходят Дениз Айдын, Кирилл Брик и Никита Олейник. Против Олейника возбудили дело по статье о создании террористического сообщества (ч. 1 ст. 205.4 УК), а против остальных фигурантов — об участии в этом сообществе (ч. 2 ст. 205.4 УК). Следствие считает, что на своих встречах молодые люди обсуждали, «как будут свергать власть», и на протяжении года занимались «деструктивной деятельностью».
Тюменцам Брику и Айдыну также вменяют статью об изготовлении самодельного взрывчатого вещества (ч. 2 ст. 223.1 УК). Ранее появилась информация, что при обыске у активистов нашли самодельное взрывное устройство. По версии следствия, его молодые люди якобы планировали испытать в районе Тюменской ТЭЦ. Ветеринар Чертыков, как считают силовики, был врачом группы и оснащал участников неназванными препаратами.
- Антифашистское сообщество считает, что молодых людей преследуют в первую очередь за их антиавторитарные взгляды, сравнивая происходящее с делом «Сети».
- По версии ФСБ, 11 молодых людей из Пензы и Петербурга собирались свергнуть власть, создав для этого сообщество «Сеть». Некоторые фигуранты дела заявляли о психологическом давлении, пытках током, избиениях и подброшенном оружии. Часть из них отказалась от признательных показаний, которые дали в первые дни после задержаний. В 2020 году фигурантов дела из Пензы и Петербурга приговорили к срокам от 3,5 до 18 лет лишения свободы.