Осужденный по «антивоенному делу» адыгейский активист движения «Маяк» Роман Таганов рассказал изданию «Кавказский узел» о пыточных условиях в СИЗО, где он находился после приговора.
В течение десяти дней, когда Таганов находился в СИЗО, он не получал медицинской помощи, несмотря на симптомы коронавируса и сильную слабость. Сотрудники учреждения отказывали ему в медпомощи даже тогда, когда у него случился эпилептический припадок.
Первую помощь во время приступа эпилепсии Таганову оказали сокамерники. Мужчина также рассказал о нехватке спальных мест в камере: «Некоторым приходилось спать по очереди на матрасе на полу или меняться с теми, кто выспался на кровати. За время моей болезни почти все сокамерники заболели простудными заболеваниями и никакой медпомощи не получали. На шестой день болезни и жалоб я смог попасть к медработнику, который после осмотра просто посоветовал не забывать пить воду».
В конце июля Таганова приговорили к условному сроку по статье о применении насилия в отношении сотрудника полиции (ч. 1 ст. 318 УК), однако до вступления приговора в законную силу его оставили под домашним арестом. 3 октября активиста поместили в СИЗО: по его словам, это произошло из-за сбоев в работе браслета слежения. Спустя десять дней его жене удалось добиться освобождения мужа.
6 октября Верховный суд Адыгеи утвердил приговор, однако Таганова не отпустили из СИЗО, несмотря на вступление решения о назначении условного срока в силу. «Его продолжили удерживать ещё 8 дней и удерживали бы дальше, возможно ожидая от него самоубийства», — рассказала его супруга.
Как писали активисты движения «Маяк», 7 марта, когда Таганов возвращался домой со своим ребенком, на него напали неизвестные. Пытаясь защититься, он ударил одного из них. Позже оказалось, что это были сотрудники полиции из Центра по борьбе с экстремизмом. 8 марта мужчину арестовали на 10 суток по статье неповиновении сотруднику полиции (ст. 19.3 КоАП), а в дальнейшем против него возбудили уголовное дело из-за попытки самообороны. «При осмотре медики зафиксировали у Романа Таганова многочисленные гематомы и ссадины, перелом костей носа, травмирование шейного отдела позвоночника, также у него случился эпилептический приступ», — писали «Кавказ.Реалии».
- «Маяк» позиционирует себя как оппозиционное общественно-политическое движение из Санкт-Петербурга, которое основали в июне 2021 года. Его активисты поддерживают независимых кандидатов на выборах и участвуют на них в качестве наблюдателей, выступают против незаконных застроек, собирают поручительства за фигурантов политически мотивированных дел.
- С 24 февраля — первого дня «спецоперации» в Украине — жители российских городов ежедневно выходят на антивоенные акции и говорят о трагедии в сети. Антивоенные выступления и высказывания становятся поводом для уголовного преследования. На данный момент фигурантами уголовных дел, возбужденных из-за протеста против войны с Украиной, стали более 310 человек. Подробнее об этом — в нашем гиде.
- После начала полномасштабной войны в Украине российские власти стали резко реагировать на протестные настроения. Перечень статей, по которым преследуют несогласных со «спецоперацией», достаточно широк. Фигурантам «антивоенных дел» часто вменяют хулиганство, вандализм, применение насилия к представителям власти и другие нарушения. Существенным элементом давления также стали статьи, введенные в Уголовный кодекс после начала военных действий, — распространение «фейков» про армию РФ и дискредитация вооруженных сил.